Версия для слабовидящих

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ
Зайцева Н.П., учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»


Теоретическая интерпретация опыта
Считаю, что если организовать систематическую творческую деятельность школьников по математике во внеурочное время, то произойдет обогащение мотивации: увеличится количество детей с содержательно-процессуальной мотивацией, мотивами само¬совершенствования.
Внеклассная работа продуктивна при :
1. организации совместной, согласованной деятельности школьников
в группах; анализе ими процесса и результата учебной деятельности;
2. ориентации на структуру УД.
Формы и приемы организации внеклассной работы
Требования к внеклассным занятиям:
свобода выбора организации деятельности;
доступность материала;
постоянное совершенствование навыков, приобретенных на уроках;
использование различных видов наглядности;
акцент на развитие воображения;
систематичность.
Формы:
ролевая игра;
КВН;
конкурс смекалистых;
игры-путешествия, например, "Путешествие с Точкой по стране Геометрии";
вечера развлечений, например, "Путешествие в страну Чудес";
минуты занимательной математики;
математический уголок "Почемучка".
Методы и приемы работы:
1.Организация целеполагания. (Учитель предлагает учащимся определить, чему они хотят научиться, научить друг друга и др.).
2. Планирование своей деятельности (спец.задания, направленные на формирование умения планировать); использование групповых форм самостоятельной работы, ставящих перед необходимостью распределять функции, планировать и согласовывать свои действия (какие задачи
выбирать, какие оставлять на следующее занятие, с чего начинать работу над задачей, какие поставить вопросы).
3. Контрольно-оценочные действия (самооценка самостоятельной работы, взаимопроверка - игра "Исправь ошибки").
Примерное содержание внеклассных занятий I класс.
1. Игра "Внимание".
Сегодня мы вместе с Точкой продолжим увлекательное путешествие в удивительную страну Геометрию, но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, надо быть очень внимательными. Поэтому перед путешествием давайте потренируем свое внимание. Ученикам предлагается карточка с изображением какой-либо фигуры, ученики должны запомнить то, что было на карточке, и зарисовать это в своей тетради (карточка находится перед глазами детей не более 2-3 секунд).
2.Путешествие по стране Геометрии.
(Через медиапроектор проецируется рисунок города, в котором все дома, их крыши в форме треугольника).
Шли Точка с Циркулем, увидели вдали какой-то город.
Как вы думаете, ребята, что это за город? (-Да, это город Треугольников.) Там живут мастера-строители, веселые Треугольники. Но пускают в свой город они лишь того, кто хочет многое узнать про треугольники и тоже умеет строить. Они дали задание Точке и Циркулю построить несколько углов и треугольников. Поможем им.
(Ученикам предлагается построить из палочек прямой, острый, тупой углы и треугольник).
Какой это треугольник?
Какие углы у этого треугольника?
А бывает треугольник с прямым углом? Его легко начертить в тетради.
Как? Начертите прямой угол, соедините концы отрезков. Кто догадался, как называется этот треугольник?
Подумайте, может ли быть треугольник с двумя прямыми (тупыми)
углами?
(Дети пробуют построить такие треугольники при помощи палочек и приходят к выводу, что треугольников с двумя прямыми или тупыми углами не бывает).

3.Конкурс смекалистых "Торопись, да не ошибись".
Сегодня у нас состоится конкурс смекалистых, находчивых. Для того, чтобы победить в нем, надо быть очень внимательным и не отвлекаться. Тому из детей, кто правильно и быстрее других выполнит задание, отгадает загадку, решит задачу-шутку, я буду давать отличительный знак - красный круг. В конце конкурса каждый из детей подсчитывает круги, и мы узнаем, кто у нас победитель. • а) Загадки.
Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки). У него 4 лапки, лапки- цал-царапки, пара чутких ушей. Он - гроза для мышей. (Кот).
Два братца пошли купаться, один купается, а другой, у воды дожидается. Что это? (Ведра).
У двух матерей по 3-ти сыновей, и всем одно имя. Что это? (Руки и пальцы).

Оценка достижения целей обучения
Для диагностики использовали целенаправленные наблюдения вне¬классных занятий, протоколы бесед и интервьюирования учеников и их родителей ,анализ групповых самостоятельных работ внеклассных занятиях, анкеты.
Для выявления понимаемых мотивов использовалась методика "нео¬конченных рассказов" Марковой А.К.
"Срезы проводились неоднократно: в начале и в конце учебного года.
Результаты работ школьников классифицировались т.о.: мотивы самоопределения и самосовершенствования, содержательная мотивация, процессуальная мотивация.
Сводные результаты изучения, понимаемых детьми мотивов пред¬ставлены в таблиц» * I. В процентах выражено количество школьников, суждения которых нааравлены ка эти мотивы. Представлены данные пер¬вого и последнего срезов.
Таблица 1 , Понимаемые мотивы учения

Мотивы   1 срез 2 срез 
 Самоопределение и самосовершенствование  22%  75%
 Содержательная мотивация  41%  68%
 Процессуальная мотивация  15%  64%

В классе существенно возрос интерес к сути явлений. Это объясняется
организацией осознания, принятия, конструирования детьми
(в конечном счете, под руководством учителя) учебной задачи, целей,
упражнений. Это подтверждается и анализом наблюдений занятий. На
этапе организации принятия учебной задачи дети активны, зафиксировано
значительное число высказываний, свидетельствующих о творческих мыслительных операциях, таких как анализ, актуализация знаний, классификация, обобщение.

Результативность формирования умения планировать свою учебную деятельность проверялась на текстовых задачах.
Школьникам было предложено рассказать, как они будут решать задачу, текст которой им будет предложен.
Уровень сформированности действия планирования проверялся при построении плана решения УЗ "Учусь решать текстовые задачи".
При изучении планирования решения текстовой задачи предлагалось рассказать, что и в какой последовательности они будут делать, чтобы ее решить, как поступят в случае затруднения. Время не лимитировалось.
В таблице приведены результаты срезов, проведенных в 3 классе (2004-2005 учебный год).
Таблица 2. Уровни сформированности умения планировать свою деятельность

Уровни  1 срез  2срез 
 1 уровень (низкий)  37%  10%
 2 уровень (средний)  57%  54%
 3 уровень (высокий)  6%  36%

Для выявления сформированности действий школьникам предлагалось выполнить практические задания (текстовые задачи) и после решения ставились вопросы:
Трудно было?
Были ли ошибки?

Где ошибался?
Как сделать, чтобы не было ошибок?
Первые 3 вопроса направлены на выявление изменений умения себя проверять и оценивать, а 4-ый на выявление способности переходить к решению
учебной задачи.
При этом уровни сформированности учебного действия (как математического, так и общеучебного) определяли по следующим показателям:
правильность выполнения каждой основной операции действия;
обоснованность (формирование соответствующего приема, выбор
арифметического действия при решении текстовой задачи).

1 уровень (низкий)
-не может раскрыть операционный состав действия;
-не может выполнить задание даже при наличии ориентировочной
основы действия.
2 уровень ( тоже низкий):
-может частично раскрыть операционный состав действия;
-выполняя задание на практические применения, допускает сущест¬венные ошибки;
требует послеоперационного внешнего контроля и помощи.
3 уровень (средний):
-может в основном раскрыть операционный состав изменений, знает последовательность операций;
-сможет выполнить задание на практическое применение в знакомой ситуации, допуская незначительные ошибки;
4 уровень (высокий):
-знает операционный состав действия, последовательность выполне¬ния операций;
-умеет выполнять задания в знакомой ситуации на практическое осуществление действия без ошибки.

5 уровень (высший):
- умеет самостоятельно выполнять действия в новой, изменившейся ситуации.

На показатели этих 5 уровней ориентировались при наблюдении за учащимися, периодическом проведении срезов. При составлении основных таблиц выделено 3 уровня: низкий (1 и 2 уровень), средний (3 уровень) и высокий (4 и 5уровень).
После решения учебной задачи детям предлагалось ответить на вопросы:
Что выучил? Чему научился?
Хорошо выучил?
Какие моменты были трудными?
Ты себя проверял, когда учил?
Как себя проверял?
Смог бы любое трудное задание выполнить?
1-ый вопрос рассчитан на определение содержания усвоенного ма¬териала, 2-ой "провоцирует" проверку знаний, 4-й и 5-ый" на проверку, пользовался ли сознательно контролем, если пользовался, то каким, 6-й - на определение степени уверенности в знании. Показателями уровня сформированности оценки является:
осознание и адекватность характеристики учеником усваиваемого учебного материала;

выделение к оценка трудных моментов в усваиваемом;
- умение выделить и описать собственные способы заучивания.
На основании анализа полученных материалов можно в основном
выделить 3 уровня сформированности учебного действия оценки:
1 уровень (неадекватная оценка): направления характеристики усвоения содержания и его трудностей; неумение выцедить способ
заучивания.

2 уровень (адекватная, но неполная оценка): а) либо отсутствие умений выделить способ заучивания, б)либо отсутствие
должной меры конкретизации трудности.

3 уровень (адекватная и полная оценка): правильная характеристика содержания УД, четкое выделение трудностей усвоения, умение проверить результаты усвоения, выделить и описать способы заучивания.
Выявилась тенденция роста числа детей, умеющих оценивать свою УД. Существенно возросло число детей со 2 и 3 уровнями сформирован¬ности оценочных действий, так как было организовано систематическое учебное сотрудничество детей.

Прложение

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп