Версия для слабовидящих

Организация работы с родителями по здоровьесбережению детей

Ф.И.О. автора: Тарасова Мария Васильевна, учитель начальных классов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Панкрушихинская средняя общеобразовательная школа» Панкрушихинского района Алтайского края

Образовательный процесс в условиях современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-35% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна. Когда я набрала 1 класс, то просмотрела медицинские карты и обнаружила, что 6 человек из 24, т.е. 25% учащихся, имеют отклонения по зрению, 10% учащихся – другие хронические и сопутствующие заболевания. Затем, на родительском собрании, провела опросник (приложение 1) и передо мной предстала такая картина, что только 8% учащихся не имеют жалоб на свое здоровье. И уже на этапе адаптации к школе учащихся передо мной встал вопрос: Как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? В начале 1 класса психика ребенка испытывает определенную нагрузку, провела психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников, пользуясь методикой определения уровня дезадаптации, предложенный учителями Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко (жур. «Начальная школа», №8, 2005 год). По результатам обследования выделила три группы учеников:
• 11 детей, имеющих коэффициент дезадаптации от 0 до 14%,
• 8 детей, имеющих коэффициент дезадаптации от 15 до 30%,
• 6 человек, имеющих коэффициент дезадаптации более 30%, относящихся к группе риска, из них 4 нуждались в консультации психоневролога.
Поэтому тема первого родительского собрания была «Здоровье детей в наших руках». Так на вопрос анкеты «Что является залогом счастливого будущего Ваших детей?» все родители дали ответ – «Здоровье».
Семья, как высказались многие родители, оказывает влияние на формирование здорового образа жизни детей. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема здоровья детей – главная проблема родителей. Причем здоровье воспринимается ими не просто как отсутствие заболевания. Здоровье – залог счастливого будущего, основа жизни, всестороннего развития личности.
Ведущая роль в формировании ответственного отношения детей к собственному здоровью отводится родителям (об этом свидетельствуют результаты опроса). Совместно с родителями была составлена тематика родительских собраний. И результат не замедлил сказаться: интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей.

Классы Тема собрания
1. 1. Здоровье детей в наших руках
2. Адаптпция первоклассников. Трудности адаптационного периода и пути их преодоления. (С приглашением психолога школы)
2. 1. Формирование здорового образа жизни ученика младших классов (совместно с учащимися). Проведение праздника «Межпланетные олимпийские игры», имеющего цель гармонизации родительско-детских отношений.
2. Дети и телевизор.
3. 1. Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды. Театрализованное представление «Парад вредных привычек». Цель мероприятия: активизация привития полезных привычек.
2. Поговорим о здоровой и полезной пище.
4. 1. Близорукость у детей. (С приглашением врача-окулиста). Ознакомление родителей с упражнениями для здоровья глаз.
2. Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе.

Цель моей работы по здоровьесбережению детей – воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек.
Содержание: анализ проделанной работы и результатов мероприятий, организация помощи в семье с использованием различных форм и методов, перспективное планирование.
Результативность: совместная работа по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, коллективные творческие дела.
Кроме того, в своей работе я практикую такие формы, как:
• Индивидуальные консультации и беседы
• Собрания-диспуты
• Устные журналы
• Родительские лектории
• Совместные собрания вместе с детьми
• Совместные выезды на природу, экскурсии
Большую роль в работе с родителями играет наглядная агитация. Для них оформляю красочные стенды: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Внимание, витамины!», «Полноценный завтрак каждый день – залог здоровья, заряд сил и хорощего настроения». Подготавливаю сменную стендовую информацию по медицинским темам: «Ушибы», «Закаливания», «Лекарственные травы», «Естественные факторы оздоровления».

tarasova1  tarasova2

tarasova3  tarasova4

Родительский комитет разработал «Кодекс родителей», который был представлен на родительском собрании всем присутствующим. На каждом собрании раздаю памятки по проблемам воспитания и здоровья детей (приложение 2).
Большая роль в воспитании у детей потребности быть здоровыми безусловно отводится семье. Семья – это ячейка, в которой закладываются основы будущей здоровой личности. Для реализации этого родители совместно с педагогом ставят общие цели и задачи по воспитанию детей и их здоровьесбережению.

Приложение 1

tarasova5

Приложение 2

Памятка для родителей 1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка
Папы и мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее двух часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
• Приучать своего ребенка к гимнастике с как можно более раннего возраста
• Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
• Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
• Включать веселую и ритмичную музыку.
• Открывать окна и шторы для потока солнечного света и воздуха.
• Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
• Выполнять зарядку в течении 10-20 минут.
• Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
• Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
• Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые.

Памятка для родителей 2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.
• Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашних заданий.
• Общая продолжительность оздоровительной минутки – не более 3-х минут.
• Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнение для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и так далее.
• Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой для снятия напряжения. Они могут быть такими:
1) «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
2) «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
3) «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
• После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
• Если Ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим Ваш личный пример.
• Позаботьтесь о том, чтобы в Вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.
• Если Вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Памятка для родителей 3.
Уважаемые папы и мамы! Помните!
Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
• Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
• Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.
• Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
• Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
• Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
• Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
• Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
• Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
• Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
• Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему на встречу!

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп