Версия для слабовидящих

УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СТУПЕНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Шинкоренко Елена Владимировна
директор МБОУ «Гимназия «Планета Детства»
г. Рубцовск

Сегодня понятие "образование" все теснее сближается с понятием "становление человеческого в человеке". Таким образом, оказывается все труднее дифференцировать различие между обучением, воспитанием и развитием внутри образовательного процесса. Действительно, если обучение направлено не на усвоение знаний, а на становление того, что стоит за знанием (целостной, системной, ценностно-смысловой картины мира), то принцип единства обучения, воспитания и развития оказывается не просто декларируемым, а содержательно реализованным в продукте образовательного процесса. Гуманизация образования как необходимое условие деятельности образовательного учреждения возможна только как результат гуманитаризации, т.е. сообразования того, что мы делаем с человеком в образовательных учреждениях и институтах семейного воспитания, с природой человека, обусловливающей закономерности человекообразования.
Гимназия «Планета Детства» появилась в 1992г. как ответ на социальный заказ родителей создать в конкретном образовательном учреждении провинциального города условия для максимально полной реализации как интеллектуальных, так и художественных, коммуникативных и других способностей каждого ребенка с раннего детства и до окончания средней школы. Эксперимент был начат в одной группе детского сада «Аленький цветочек» и прошел путь развития до современного инновационного общеобразовательного учреждения, обеспечивающего непрерывное образование с 2-х до 18 лет. В настоящее время гимназия представляет собой ОУ со сложной инфраструктурой, включающей 4 ступени образования (прогимназия – дошкольное образование, начальная, основная и средняя (полная) школа); дополнительное образование (наряду с основным); систему полного дня пребывания в начальной школе. Общее количество учащихся и воспитанников – 744 человека, из них воспитанников детского сада – 230 чел., учащихся школы – 514 чел.
«Гимназия «Планета детства» изначально строилась на признании того, что выс¬шая цель образования – взращивание суверенного, свободно мыслящего человека - может быть достигнута лишь в определенной образовательной среде, в творчески насыщенной атмосфере, в которой осуществляется переход духовности среды в духовность людей, совместными усилиями созидающих эту среду. В подавляющей личность атмосфере, формируемой на основе идеологии директивной педагогики, эта цель реализоваться не может... Создание такой среды мы рассматривали как важнейшую задачу современной школы. Вторая, не менее важная и сложная задача - обеспечение подлинной преемственности в развитии детей. Оптимальное решение этих задач, на наш взгляд, может быть достигнуто в рамках учебно-воспитательного комплекса «детский сад-школа», ибо в этом случае ребенок в течение первых двенадцати лет своей жизни пройдет основополагающие этапы своего развития, на каждом из которых он обретает не только более сложный мир, но и возможность формирования соответствующего этому усложняющемуся миру нового качества жизни.
Можно сказать, что ребенок живет так, как позволяет ему его развивающийся многомерный мир, открывающийся в сознании в виде образа мира, картины мира. С другой стороны, опережающая организация нового качества жизни ребенка в школе оказывает влияние на развитие его мира, а значит, и картины мира как цели образовательного процесса. Формируя образ жизни, опережающий возможности ребенка, которые предоставляет ему его наличный образ мира, гимназия «Планета Детства» организует своеобразную зону ближайшего развития, которая выступает в форме дозированного, педагогически и психологически оправданного несоответствия между образом жизни и образом мира ребенка, и предоставляет ему возможность самостоятельно устанавливать гармоничное соответствие между ними.
Эта задача требует особого психологического обеспечения образовательного процесса в инновационной школе развивающего типа. Такое обеспечение необходимо для совместного (с администрацией школы, учительским и родительским коллективом) и научно оправданного проектирования развивающей образовательной среды, а также для отслеживания особенностей становления мира человека, обретения им новых измерений, вызванных этими новообразованиями потребностей и возможностей перехода к новому качеству жизни, отслеживание кризисов, которыми сопровождается этот переход и т.д.
Таким образом, преемственность развития ребенка обеспечивается тем, что "Планета Детства" изначально проектируется как пространство, последовательно задающее систему образов жизни, каждый из которых адекватен уровню суверенизации, свойственной человеку в данный период его развития. Ребенок не просто проходит через систему этих образов жизни, а последовательно и реально переживает их в своем становлении во взрослую (суверенную) личность. Содержание жизненного мира зависит от образа жизни человека и, соответственно, задает его. Таким образом, игра и учение понимаются не как ведущие виды деятельности, свойственные определенному периоду развития человека и только подготавливающие его к жизни, а как реальное содержание жизни ребенка, соответствующее той мерности мира, которая у ребенка есть в данный период. Исходя из этого, мы выстраиваем линии преемственности между различными ступенями образования на уровне преемственности образовательной программы и реальной деятельности учащихся.
Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой обеспечивается путем соблюдения принципов единства ценностей и единства требований, реализуемых на уровне образовательных программ (в дошкольных группах реализуется программа «Развитие» Л.А.Венгера, в начальной школе – программа развивающего обучения системы Л.В.Занкова (гимназия уже 18 лет предана концепции Л.В. Занкова), а также принципа единого подхода к формированию учебного процесса (режим работы в начальной школе приближен к режиму детского сада, т.к. ребенок находится в школе полный день). Результат работы в данном направлении выражается в том, что 88% первоклассников имеют высокий и хороший уровень адаптации, 50% первоклассников мотивированы на учебную деятельность на высоком уровне – качество знаний в начальной школе составляет 76%.
Реализация преемственности и непрерывности образования между начальной и основной школой также осуществляется на основе принципов единства ценностей, единства требований и принципа активного участия школьников во внеурочной деятельности (учащиеся 4-х классов работают в разновозрастных группах различных творческих объединений).
Важным ресурсом обеспечения преемственности является организация методической работы. Педагоги гимназии используют личностно-ориентированные, эвристические технологии, проблемные, поисковые, частично- поисковые методы, осуществляют индивидуальный подход, индивидуальные программы развития учащихся. Единство методических подходов способствует продуктивной организации интегрированных занятий в детском саду (художественная литература – ИЗО - музыка, обучение грамоте - логика, обучение грамоте - ручной труд, математика – физкультура), уроков в начальной школе (литературное чтение - музыка - изо, математика - окружающий мир, история - литература, литература - традиционная русская культура, английский язык - география, и т.д.), которые мы рассматриваем как важное условие формирования целостной картины мира, самореализации всех участников образовательного процесса; а также позволяет соблюдать преемственность деятельности
детских научно-исследовательских объединений при переходе с одной ступени на другую. В детском саду это программа исследовательского кружка «Хочу все знать», разработанная на основе методики А.И. Савенкова. Цель учебных исследований в детском саду – развитие интеллектуально - творческого потенциала ребенка в различных областях. Ребенок обретает навыки самостоятельного выбора темы для исследований, поиска и сбора информации с помощью родителей, простейших методов исследования, учится придумывать знаки для символического изображения идей, развивая тем самым ассоциативное мышление и творческие способности. Начиная работу с 4-х летнего возраста в совместной деятельности семьи и педагогов гимназии, юные почемучки делают первые открытия. Эту работу продолжают и в начальной школе. В системе Л.В. Занкова все предметные линии предполагают организацию исследовательской деятельности. А в рамках НОУ «Эврика» ребята в групповой и индивидуальной работе учатся выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать выводы. На данном этапе продолжается вовлечение родителей в сопровождение детской исследовательской работы. В старшей школе главными наставниками исследовательских проектов становятся педагоги, которые через урочную и факультативную деятельность помогают учащимся расширять знания по своему предмету. Результат этой работы – победы в городских и краевых конкурсах исследовательских проектов «Почемучки в поиске», «Интеллектуал», «Будущее Алтая». В 2011 учебном году выпускники гимназии получили медаль Галуа за исследовательскую работу по математике.
Преемственность реализуется и через систему воспитательной работы, направленной на создание условий для воспитания свободомыслящего человека, способного к самопознанию, самореализации.
Педагогический коллектив всех ступеней работает над решением общих воспитательных задач:
• сформировать у воспитанников и школьников ориентацию на саморазвитие и самореализацию через вхождение в культуру с помощью посредников - воспитателей, учителей и родителей;
• создать атмосферу, способствующую развитию творческих возможностей всех участников образовательного процесса: воспитанника, ученика и педагога;
• сформировать единую детско-взрослую общность «Планета Детства»;
• сформировать новые родительские позиции в воспитании ребенка как позиции содеятеля и сомыслителя, интеллектуального партнера.
Эти задачи реализуются через всю систему воспитательной работы, традиции гимназии, включающие семейные праздники «Дом тепла, добра и света», праздники школы «Виват, «Планета Детства», «Это мой дом», «День рождения класса»; творческие мероприятия и проекты «Весна на «Планете Детства», «Галерея творческих портретов учащихся и воспитанников «Планеты Детства», «Вернисаж «Планеты Детства» (выставки картин рубцовских художников; персональные выставки учащихся изостудии), театральный фестиваль «Его величество – театр», музыкальные гостиные «Войди в храм Музыки» и др.
В гимназии созданы условия для формирования и развития личности ребенка через систему студийной работы. Гимназия « Планета Детства» изначально создавалась как «островок сотрудничества», объединяющий основное и дополнительное образование с единой целью - создать такие условия, в которых ребёнок мог бы раскрыться со всех сторон, находясь в атмосфере любви и творчества. И сейчас, несмотря на трудности, гимназия старается остаться тем же «островком» в море прагматики современного мира -дополнительное образование остаётся неотъемлемой частью образовательного процесса гимназии. Во многом это становится возможным благодаря тому, что родители «юных напланетян» являются настоящими единомышленниками педагогов гимназии. При их поддержке на всех ступенях обучения сохраняется система работы студий и секций. В детском саду работают творческие объединения на бесплатной и платной основе: ИЗО, творческая мастерская, английский язык, спортивная секция «Шарики - смешарики», вокальная студия «Веселый улей». Театр в гимназии рассматривается как синтез искусств «театр- музыка- хореография»; театральная студия работает с детьми от 3-х до 18 лет. В начальной школе есть комплекс дополнительных услуг, в который включены театральная студия «Седьмой урок», вокальная студия «Белые птицы», студия изобразительного искусства «Цветные ладошки», студия декоративно-прикладного творчества «Школа изящных искусств», спортивная студия «Школа мяча».
В сотрудничестве с Детской музыкальной школой №2 созданы группы детей, обучающихся во второй половине дня игре на фортепиано, баяне, занимающихся академическим вокалом. В старшей школе продолжается работа театральной, вокальной студий, изо – студии (батик-студия), спортивной секции.
То, что сотрудничество основного и дополнительного образования гимназии живёт, развивается и приносит свои плоды, доказывают успехи наших студийцев. Участники театральной студии «Седьмой урок» успешно выступили на конкурсе «Таланты нового века» (г. Москва), в финале краевого конкурса «Жар-птица», а также были приглашены для выступления на открытии городского конкурса «Учитель года». Участники изостудии стали Лауреатами 2 и 3 степени Краевой выставки – конкурса «Славянские традиции». Воспитанники студии – победители Всероссийского конкурса «Паучок и Червячок» (по Алтайскому краю – 1 место, 3 место по Федеральному Сибирскому округу). Участники вокальной студии стали победителями городского конкурса «Пою моё Отечество».
Коллектив гимназии считает, что если в школе создана насыщенная творческая образовательная среда, в атмосфере которой осуществляется переход духовности среды в духовность людей, то мы достигнем высшей цели образования – воспитания суверенного человека.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп