Версия для слабовидящих

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Шатилина Т. Г. , учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косихинская средняя общеобразовательная школа»
Села Косихи, Косихинского района

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт нам новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования. Меняются учебники, требования к программам, целям, методам обучения.
Личностное развитие зависит от содержания процесса обучения, его построения. Именно в процессе поисковой, проектной и исследовательской деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями, умением действовать в новой ситуации, и происходит общее развитие младшего школьника, которое Леонид Владимирович Занков сформулировал как развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений. Этим определяется актуальность данной темы.
В системе развивающего обучения ученик на уроке вовлечён в учебно – исследовательскую деятельность. Этому активно способствуют учебники: разнообразные виды деятельности; задания, создающие коллизию; ситуации, вызывающие познавательную трудность, выбор варианта решений, использование знаний в новых условиях. Учебник «Русский язык», автор Наталья Васильевна Нечаева, учит ребят вести исследовательскую деятельность. Упражнения подводят к интересным проблемам, включают ребёнка в исследовательскую деятельность. Представлены этапы, которые обычно включает процесс исследования. Приведены примеры оформления работ, цитаты. В первой части учебника 4 класса в «Справочнике исследователя» подробно можно ознакомиться с планом построения работы, возможными источниками информации, оформлением работы, защитой итогов исследования, структурой доклада, выступления.
Работая по данной системе, считаю, что при таком содержании и подходе меняется позиция ученика на уроке, обучение становится более продуктивном: ученик участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы решения, планирует свою деятельность, ведёт поиск, обобщает, представляет. Ученик на уроке исследователь, а значит творец, организатор своей деятельности (в отличие от репродуктивного обучения).
Исследовательское обучение – это не приём обучения, а содержание обучения в Занковской системе.
На уроке исследовательская деятельность для ребят – это способ взаимодействия с окружающим миром. Важно отметить, что у ребёнка развиваются умения видеть проблему, структурировать и обобщать полученный в результате собственного исследования материал, умение извлекать новую информацию, представлять свои идеи, анализировать. Постепенно появляются потребности и способности добывать знания самостоятельно.
При таком подходе к обучению роль учителя меняется, учитель – консультант, партнёр и помощник. Стараюсь поощрять и стимулировать предложения детей, организовывать обмен мнениями и учитывать, принимать мнение каждого. Особо важно помочь включиться в исследовательскую деятельность – выбрать тему, от этого зависит успех работы. Заранее обдумываю: будет ли тема интересна детям, познавательна, близка, понятна, актуальна, найти новизну. Помогаю выбрать методы: наблюдение, эксперимент, опросы, работа с архивными источниками, изучение литературы по теме, сравнительный метод. Помогаю детям сформулировать к своей теме цель, задачи. Начинать с глаголов совершенного вида: изучить, описать, установить, сравнить, определить. Помогаю определить структуру работы.
Каждая работа должна быть доведена до результата, представлена в классном коллективе, перед родителями, на конференциях. Особо ответственный этап – защита, представление своей работы, умение изложить своё видение проблемы и убедить других.
Проектную и исследовательскую деятельность нужно различать и разграничивать.
Исследование – поиск нового, неизвестного. Не предполагает заранее планируемого объекта, явления. Это творческий процесс, поиск истины.
Проектирование – решение реальной практической задачи, способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Различают проекты по типу деятельности,
по продолжительности, по количеству участников, по количеству предметов, по характеру координации проекта.
По типу деятельности – исследовательский, творческий, ролевой – игровой, практико – ориентированный, информационный.
Проект реализации исследования не является проектом, а остаётся исследованием, которое организовано проектным методом.
Роль проектной и исследовательской деятельности важна не только на уроке, а и во внеурочной деятельности.
Факультативные курсы по краеведению, регионоведению, «Я – гражданин России» способствуют углублению и расширению знаний о родной стране, крае, о значении историко-обществоведческих знаний для общей и личностно значимой ориентации в окружающем мире. В эти курсы активно вошли проекты и исследования:
«История моей школы», «История моей семьи», «Его именем гордится наша семья», « О чём рассказала семейная реликвия», «Школа в судьбе моих родителей», «Почему изменила русло наша река», «Истоки Урало – Сибирской росписи старожилов Алтая» и другие. Историю семьи стараемся сравнивать и соотносить с историей и значимыми событиями страны, края, района. Работы обращены к истокам, духовно – нравственным ценностям и потенциалам народа, традициям, объектам всемирного наследия (Золотые горы Алтая). В конце учебного года в классе был проводим фестиваль исследовательских и творческих проектов ребят. В праздничной атмосфере перед родителями и учениками из других классов представляем работы, это своеобразный показ достижений. Каждый ученик был отмечен и доволен своей деятельностью, результатами. Несколько ребят участвовали в заочном конкурсе исследовательских работ.
В летнее время был организован поисковый проект «Дань Памяти». Его цель:
- организовать поисковую работу «Детство, опалённое войной» о людях - героях военных лет нашего села, их судьбе;
- формировать высокое патриотическое сознание школьников, верность Отечеству как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
В ходе работы решались задачи:
1. Воспитывать высокую гражданственность; прививать интерес к истории и культуре своей малой Родины, школы, семьи, людям села.
2. Расширять и углублять знания об окружающем мире и людях, главной ценности, переживших тяготы военного времени.
3. Развивать навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества, умения работать в группе.
4. Создать условия для формирования исследовательских умений учащихся, развития творческих способностей.
5. Развивать умения работать с архивными источниками, «запасниками» личных документов героев встреч.
В ходе поисковой работы были подготовлены исследовательские проекты по изучению региональной истории.: «Село Косиха – тыл в годы Великой Отечественной войны», «Наша школа в годы войны», «Дети, эвакуированные в годы войны из блокадного Ленинграда», «Наши земляки – участники великих битв», «Учителя школы- герои Великой Отечественной войны», «История села в названии улиц», «Человек – история», «Цена Победы». Формы работы: экскурсии в музей, районную библиотеку, экспедиция к памятным местам, работа с архивными документами, работа с документами, «запасниками» военных историй, встречи с героями села, фотофиксация, паспортизация памятника.
По изучению истории края и села разработан план проведения экскурсий и занятий в районном музее. В своей деятельности часто обращаюсь к музейной педагогике, располагающей специальными методами и средствами приобщения ребёнка к культурному наследию.
В проекте выделяю этапы:
1. Подготовительный. Планирование и разработка действий.
2. Поисковый. Сбор материала, систематизация.
3. Обобщающий. Обработка собранного материала, его оформление.
4. Заключительный. Творческий отчёт. Презентация работ.
Вначале – небольшие проекты, творческие работы, а в третьем и четвёртом классах – более длительные и сложные проекты.
Обоснование проблемы, планирование процесса работы, выполнение, корректировка деятельности способствуют приобретению и усвоению новых знаний не самих по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной и исследовательской деятельности. Интерес к работе, посильность, доступность, соответствие возрастным нормам, ориентация на «зону ближайшего развития» определяют успех.
Психологи доказали, что началом самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребёнка является не индивидуальная работа под руководством учителя, а деятельность в группе совместно работающих детей. Поэтому часто организую работу над проектом в группе, паре, а для этого с первого класса обучаемся взаимодействовать и сотрудничать в группе.
В проектной и исследовательской деятельности важен не только результат, а и сам процесс работы, заинтересованность, вовлечённость в атмосферу деятельности.
При организации проектирования и исследования на уроке и во внеурочной деятельности у ребёнка одновременно формируются и совершенствуются все виды универсальных учебных действий. В ходе работы ученик выполняет целый комплекс познавательных универсальных учебных действий: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает – причинно – следственные связи, обобщает. Являясь субъектом процесса деятельности, учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль, вносить коррективы, воспринимать оценку, то есть развивает регулятивные универсально- учебные действия. Ребёнок учится формулировать и аргументировать свою точку зрения, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, приходить к общему решению, строить речевое высказывание в соответствии с задачами, таким образом, создаются условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Положительное отношение к деятельности, способность к самооценке, нравственно – этическая ориентация составляют комплекс личностных универсальных учебных действий.
Процесс исследования и проектирования способствует развитию ребёнка, его креативности в обучении, успешности, развивается логическое мышление, эмоции, воля, чувства.
В развивающем обучении, подчинённом цели – оптимальное общее развитие каждого ребёнка – развиваются в единстве все виды универсальных учебных действий, перечень которых представлен в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования, огромную роль в общем развитии играет проектная и исследовательская деятельность младшего школьника.

Презентация 1

Презентация 2

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп