Версия для слабовидящих

ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ РЕФЛЕКСИИ
КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Рожнева Яна Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 128 с УИОП»
г. Барнаул

Главная задача, которая стоит перед образованием в период перехода к новой информационной культуре, - подготовить человека, соответствующего этой культуре. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Очевидное совпадение этой цели с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова доказывает, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание. Этот факт объясняет «комфортность» перехода на ФГОС учителей, работающих по системе Л.В. Занкова. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предметным.
Особого внимания заслуживает такое познавательное универсальное учебное действие как рефлексия, так как каждый структурный элемент деятельности обеспечивается соответствующими рефлексивными действиями.
Анализируя необходимые условия для формирования рефлексии, содержащиеся в дидактической системе Л. В. Занкова, можно выделить:
а) использование чувственного эмоционального опыта ребенка
б) общую картину мира как реализацию содержательного компонента обучения
в) деятельность наблюдения как одно из направлений развития личности
г)принцип осознания школьниками процесса учения
Названный принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л.В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению ученого, необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.
Л. В. Занков не считал целесообразным противопоставлять житейские и научные понятия, предлагал опираться на чувственный эмоциональный опыт ребенка, о роли которого в воспитании и обучении говорили С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович. И даже В.В. Давыдов в последних своих выступлениях признавал, что «эмоции фундаментальней мыслительного плана, потому что на основе эмоций человек ставит перед собой всё многообразие задач, в том числе и мыслительные». Поэтому, пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, я использую следующую классификацию видов рефлексии:
1) рефлексия на эмоциональном уровне
2) рефлексия на волевом уровне
3) рефлексия на когнитивном уровне
4) рефлексия на деятельностном уровне
5) рефлексия на действенном уровне
6) рефлексия на личностном уровне
7) рефлексия на коммуникативном уровне
Все виды рефлексии в 1 четверти 1 класса являются ситуативной рефлексией, которая выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость ученика в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность ребенка соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с разнопредметными условиями. Во 2 четверти и далее появляется ретроспективная рефлексия, которая служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов. Со 2 полугодия можно включать в урок перспективную рефлексию, которая включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.
1. Рефлексия на эмоциональном уровне позволяет отследить уровень эмоциональной комфортности ребенка на уроке, который влияет на положительную мотивацию, формирует понимание ребенком собственных эмоций и эмоций окружающих для дальнейшего управления своей эмоциональной сферой. Методический прием организации такой рефлексии: «Продолжи предложение (далее используется один из возможных вариантов): Сегодня на уроке мое настроение было...; мое настроение цвета...; мне было (тепло, холодно, жарко и др.).
2. Рефлексия на волевом уровне позволяет формировать сознательное регулирование учеником своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий или поступков. Возможные варианты организации на основе того же приема: «Продолжи предложение: Сегодня на уроке мне было (легко, трудно, но я со всем справился), я все понял (не понял) и др.
3. Рефлексия на когнитивном уровне позволяет отследить осознанность приобретенного опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также - случайным, эпизодическим. Возможные варианты вопросов: «Что такое задача?», «Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи?», «Что нужно, чтобы решить данную задачу?», «Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?»
4. Рефлексия на деятельностном уровне фиксирует новое содержание, изученное на уроке, организует самооценку учеником собственной учебной деятельности, позволяет соотнести ее цель и результаты, отмечает степень их соответствия, дает возможность наметить дальнейшие цели. Возможные варианты вопросов: «Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?», «Если бы ты хотел помочь человеку, выполняющему это задание, как можно лучше это сделать, что бы ты ему посоветовал?», «Если бы ты хотел как можно больше помешать человеку, выполняющему это задание, какое бы ты ввел дополнительное условие?», «Сегодня я избежал таких ошибок...», «Когда я совершил ошибку, я:
a.________________ нашел ее и исправил
b.________________ нашел, но не знал, как исправить
c.________________ не нашел
d.________________ вообще не искал
e.________________ я не совершаю ошибок».
5. Рефлексия на действенном уровне позволяет уточнить ту систему условий (ориентиров), на которую реально опирается ученик при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Нередко ученик учитывает лишь часть объективно необходимых условий, а иногда включает лишнее действие. Этот вид рефлексии позволит сразу отсеять ненужное действие. Возможные варианты вопросов: «Что ты делал для того, чтобы....? Что тебе особенно помогло? Какие действия можно было не выполнять?»
6. Рефлексия на личностном уровне дает возможность осмысления собственного сознания и своих действий, самопознания. Это
«рефлексия в общении», которая представляет собой "сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия"http://psyera.ru/ponyatie-refleksii-i-ee-sushchnost-750.htm, рефлексия «Я»; социально-перцептивная рефлексия другого «Я»; рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия. Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими. Возможные варианты вопросов

а. Как я пришел к открытию:
f. ________________ открыл сам,
g.________________ спросил у
h.________________ списал у
i.________________ посоветовался с
j.________________ узнал при обсуждении.
б.Кто мне мешал работать:
k.________________ сосед(ка)
l.________________ сам себе,
m.________________ учитель,
n.________________ организатор,
в.Чем я помог :
o.________________ идеями,
p.________________ молчанием,
q.________________ разговорами,
r.________________ действиями,
s.________________ своим отсутствием,
t.________________ указаниями.

7. Рефлексия на коммуникативом уровне выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком, это выражается в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации. Возможные варианты вопросов:
Я догадался, что делать после:
u.________________ подсказки учителя,
v.________________ обсуждения в группе, в паре,
w.________________ разговора с ...
x.________________ самостоятельных размышлений
Сегодня, работая на уроке, я был(а)... , я помог.., мне помогли.., хочу похвалить ...., поругать..... себя за....
Данные виды рефлексии используются мной в 1 классе как в чистом виде, так и в сочетании друг с другом:

rogneva

Условия развития рефлексии.
1. Специально организованная рефлексивная деятельность учеников. Рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности и ее конечных результатов.
2. Наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции.
3. Активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности.
4. Актуализация рефлексивности ученика. Рефлексивность – есть отраженная в рефлексивной деятельности субъектность позиции ее участников. Актуализировать рефлексивность – значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной позиции, помогает посмотреть на ситуацию с позиции другого , выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней.
Рефлексия определяется как основное психическое новообразование младшего школьного возраста. Условиями рефлексивного развития младшего школьника (по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) являются:
проектируемая норма, итог начального образования — это ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого) способен, встречаясь с задачей, ответить на два вопроса: « Я могу или не могу решить эту задачу?», «Чего мне не достаёт для её решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся способен обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определённую информацию или способ действия. При этом центральным психологическим механизмом подобного поведения учащегося, является определяющая рефлексия как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю, умею и чего не знаю. Основная форма отношений - это отношения ребёнка с самим собой, отношение: "Я неумелый, незнающий — Я умелый, знающий". Учебная деятельность, приводящая к построению таких отношений, обеспечивают самоопределение и самоизменение ребёнка. Второе условие— это открытость любого ребёнка любому содержанию, которое предлагает ему взрослый, лишь бы это содержание было значимым и высокоценимым в мире взрослых. Путями формирования рефлексивных отношений внутри группы совместно работающих детей являются игры и задания, обнаруживающие разные точки зрения на одну и ту же проблему. Перед учителем стоит задача научить детей координировать вопрос и ответ, видеть в разных ответах не ошибку, а разные точки зрения, договариваться, согласовывать свои точки зрения. Все это предусмотрел, выделил и реализовал авторский коллектив в УМК с 1 по 4 классы . Названные в начале моего выступления планируемые результаты представлены по годам обучения в программе каждого учебного предмета, пути их достижения средствами предметного содержания раскрыты в соответствующих пояснительных записках.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп