Версия для слабовидящих

Особенности урока в системе Л.В.Занкова.

Литвинова У.В.,
учитель начальных классов
МОУ «Егорьевская СОШ»

Урок - основная форма образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.
Построение урока и его ход в Занковских классах заметно отличаются от уроков в классах традиционных. В чём же выражаются эти отличия? Попытаемся сгруппировать и сопоставить различия традиционного и развивающего уроков на примере форм, методов и приёмов и других составляющих обучения.

litvinova

Уроки в системе Занкова скорее смешанного комбинированного типа. Нет чистых уроков закрепления, повторения, обобщения, сообщения новых знаний. На каждом уроке присутствует новое (кроме уроков контроля), но количество нового материала варьируется. Новое может быть не только в содержании – это и освоение нового вида деятельности (работа с правилом, схемой, таблицей) и новая форма работы (в группе, в паре и т.п.). Урок может закончиться и без подведения итога. Он может прерваться. И с мыслями о только что открытом, новом дети уйдут домой, чтобы завтра вновь обсудить этот материал. Как начать следующий урок? Можно с проверки домашнего задания или же к нему обратиться в середине занятия – это будет зависеть от цели данного урока. Важно, чтобы дети слушали объяснения друг друга, дополняли ответы, спорили, находили верное решение.
Занковский урок не имеет чёткой структуры, как уроки в традиционной системе обучения. Урок можно начинать с проверки домашнего задания, можно создать проблемную ситуацию для формулировки темы и усвоения нового материала, или, повторяя пройденный материал, найти в нём что-то, о чём ещё не говорили. Таким образом, можно начать урок сразу с конкретного задания, без организационного момента. В этом случае именно это задание настроит детей на работу.
Система Л.В.Занкова оснащена учебниками по разным предметам. Учебник является в значительной степени сценарием процесса обучения на уроке. Он предназначен для обучающихся и учителя. Для ученика он является источником информации, средством ее усвоения и самоконтроля. В учебниках заложена система заданий, способствующих продвижению учеников в зону ближайшего развития. Этим объясняется постепенное изменение характера заданий, если в начале учебного года дети в основном действуют на основе рисунков или реальных предметов, то к его концу появляется достаточно большое количество заданий, где деятельность регулируется текстом, не привязанным к рисунку. При переходе в следующие классы таких заданий становится всё больше.
Большое внимание в учебниках уделяется формированию у обучающихся активной жизненной позиции, дать ему представление об изменчивости подавляющего большинства явлений, неоднозначности решения встающих перед человеком проблем, которые требуют самостоятельного осмысления ситуаций. В учебниках этому способствуют задания, имеющие несколько решений; задания, включающие «провокации»; задания, в которых предлагаются для обсуждения полярные точки
зрения, и т.д. Применение свойства процессуальности не допускает длительное время останавливаться на изучении одного и того же вопроса, топтаться на месте, выполнять много однообразных упражнений. Наоборот, в преодолении посильных трудностей и происходит поступательное развитие детей: их самостоятельного мышления, познавательной потребности, волевых качеств.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии, поэтому в течение урока необходимо подводить мини-итоги. Важно, чтобы подведение итогов в конце урока было не формальным. Ребёнок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Если каждый урок спрашивать, что нового узнали дети, то станет скучно не только им, но и учителю. Этап подведения итогов необходимо сделать значимым для учеников, иначе, зачем он нужен? Его цель – помочь каждому ученику осознать, что его удивило, какой вопрос оказался для него самым интересным, что для него составило трудность, и главное, что сегодня получилось. В конце урока можно задавать вопрос устно или письменно:
• Урок дал мне для жизни...
• Почему я сегодня доволен своей работой?
• Моё настроение...
• Что я сегодня узнал?
• Что меня сегодня удивило?
• И т.п.

Домашнее задание может быть дано всем учащимся, может быть и дифференцированным. Дети могут выбрать себе задание индивидуально. Домашнее задание – это задание для ребенка; это то, что он может выполнить сам без помощи взрослого, т.е. то, что лежит в зоне его актуального развития.
Работая по учебным пособиям развивающей системы Л.В.Занкова, осуществляется личностно-ориентированный подход. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития ребенка, на основе его актуального развития и личных потребностей. Индивидуальная подборка вопросов и заданий и их количество позволяют каждому из обучающихся работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его самостоятельного продвижения вперёд по лесенке Знаний. Если в силу каких-либо причин ученик не может выполнить задание индивидуально, он может сделать его с помощью соседа по парте или в группе. Если же задание представляет сложность для конкретной группы, то становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
На уроках как способ организации обучения, используется групповая форма работы. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Поэтому обучение ведётся в активном взаимодействии с учащимися через организацию работы в составе микрогрупп, при этом важным является принцип «понял и научился сам – помоги товарищу». В групповой работе происходит взаимодействие, обмен информацией и более прочное усвоение материала.
Групповые формы работы учат ребят мыслить, рассуждать, выстраивать логические цепочки и делать выводы, создаётся ситуация успеха для каждого учащегося в группе.
Результативность проводимой групповой работы выражается в сформированности учебной деятельности: умении добывать знания; устойчивом интересе к предметам; проявлении активности и желании заниматься исследовательской деятельностью; развитии каждого ученика на основе включения в постоянно усложняющуюся деятельность; принятии инструкции учителя и самостоятельной постановке учебной задачи; планировании и контроле своей деятельности; сохранении устойчивой учебной мотивации на протяжении всего процесса обучения; овладении навыками самоконтроля и самооценки; осознании средств, которые помогут справиться с работой; глубине понимания учебного материала.

Учебник, мел, доска, карточки с заданиями, бумажные схемы и таблицы - это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в недалёком прошлом. Для выхода на более качественный уровень образования необходимо использовать компьютерные средства обучения.
В процессе обучения психологи рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, а именно кинестетическую (телесную), так как именно она имеет особое значение в деятельности человека. Она связана с моторной памятью и возможностью довести навыки до автоматизма, то есть перевести знания на уровень подсознания. Появление на уроках таких устройств как интерактивные доски и сенсорные планшеты решают многие проблемы в процессе обучения по Занковской системе.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет развивать у детей умение учиться, индивидуальные способности, умение добывать учебную информацию, стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме. В результате прослеживается сформированность общеучебных умений и навыков.
Хотелось бы закончить своё выступление словами доктора психологических наук Г. А.Цукерман: «Не давать образцов, ставить ребёнка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности...»

Используемые материалы:
1. Аргинская И.И. Поговорим об учебниках.//Начальная школа, 2000 , № 2.
2. Назаренко А. Особенности урока русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
3. Повольнова В. Проблемы обновления содержания начального образования.

Презентация

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп