Версия для слабовидящих

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ковальчук Галина Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Косихинская СОШ»

Одним из самых интересных и одновременно сложных направлений внеурочной деятельности, обозначенных в новых образовательных стандартах, является проектная деятельность.
Проектная деятельность, с одной стороны, многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки учителя-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ему возможность поверить в свой успех. Это, в свою очередь, становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную деятельность.
В новых условиях современного мира нашим детям требуются умение планировать свою деятельность, презентовать себя и результаты своего труда. Сегодня школе нужны деятельностные, групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения.
В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.
При организации такой деятельности в начальных классах необходимо учитывать специфику развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Необходимо отметить, что обучение по системе Л.В.Занкова естественным образом подготавливает ученика и учителя к включению в проектную деятельность, так как само построение урока учит определять тему, ставить цель работы, предполагать результат, планировать пути и способы его достижения, осуществлять контроль, оценивать результаты своего труда, сравнивать ожидаемое с действительным. Учебники также насыщены различными исследовательскими заданиями, поисковыми задачами, проблемными ситуациями (то есть заданиями, содержащими проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них). Решение таких задач может быть сначала коллективным, а впоследствии индивидуальным. Совместная деятельность и общение позволяют обеспечивать реальный психологический контакт между учениками: формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и общих раздумий. Ребенок накапливает опыт проблематизации того или иного вопроса, поиска информационных ресурсов, а также развивает способность видеть вариации решений проблемы. Тем не менее введение проектной деятельности требует от учителя специальных усилий.
Одним из шагов при организации проектной деятельности в начальной школе является мотивация. Работа ведётся в двух направлениях: мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Задача учителя на данном этапе: создать ситуацию сотрудничества. Очень важно при организации работы над проектом создание для каждого ситуации успеха.
Резюмируя вышеизложенное, отмечу, чтобы этот процесс был гармоничным, доступным, понятным самому проектанту, работу нужно выстраивать ступенчато, по принципу «от простого к сложному», помня, что роль педагога - мотивировать на проектирование, сопровождать, помогать, поддерживать, консультировать, экспертировать, организовывать ситуации успеха и развития.
Приступая к реализации проекта, мы начали с изучения знаний воспитанников, выбора тематики проектов, изучения значимости предстоящей работы для детей.
Форму организации деятельности - групповые проекты – выбрали сами дети. Активность познавательной деятельности возникла от того, что они сами увидели и вычленили проблему, значимую для себя и окружающих.
Осуществление проектной деятельности весьма сложная задача, требующая, в том числе, значительного времени, к тому же познавательные возможности у детей разные, поэтому мы остановились на работе с мини - проектом. Считаем, чтобы решать важные проблемы, необходимо научиться решению маленьких: видеть их, планировать работу по их достижению, контролировать ход выполнения и полученный результат.
Наш мини-проект называется «Улицы моего села». Адресован детям младшего школьного возраста, срок реализации - 10 часов. Количество участников проекта –16 детей (один класс).
Доминирующая в нашем мини-проекте деятельность - поисковая, ознакомительно-ориентировочная.
Это моно-проект (в рамках одной области знания).
Цель проекта: воспитание патриота малой Родины, уважающего и любящего своё село, его традиции.
Задачи проекта:
• Подготовка детей к проектной деятельности;
• Обогащение опыта взаимодействия и конструктивного общения с окружающими на основе общепринятых норм;
• Проведение разнообразных по форме и содержанию познавательно-развлекательных, досуговых программ, направленных на расширение кругозора, развитие творческих способностей, навыков коллективного взаимодействия и сотрудничества, формирование положительных качеств личности.
Начали работу над проектом с экскурсии на тему «Какие улицы нас окружают?», которая планировалась заочной, но не осталась таковой, так как воспитанники из четырёх улиц, окружающих школу (Комсомольская, Советская, Титова, Топорова), смогли назвать только одну.
На этапе целеполагания руководителем была разработана и проведена анкета по выявлению знаний, что обозначают названия этих улиц.
Результаты анкетирования:
• Менее 30% знают названия улиц, которые окружают территорию школы.
• Связывают название улицы Титова с космонавтом и имеют некоторые знания о нём около 70%.
• Понимают происхождение названия улицы Комсомольская 0%.
• Связывают названия улицы Топорова с одним из первых коммунаров, учителем и имеют некоторые знания о нём около 20%.
• Понимают происхождение названия улицы Советская 0%.
Результаты анкетирования были нужны руководителю. А дети и без них пришли к выводу, что практически ничего не знают о происхождении названий и решили узнать. Проблема всего проекта оказалась сформулирована, мы перешли к планированию её решения. Разбились на группы, учитывая интересы и возраст детей, и определили задание каждой группе, основные направления проектной деятельности, сформулировали задачи каждого участника проекта.
Договорились о сроках работы над проектом — 1 неделя.
На этапе планирования определили источники информации (библиотека, школьная медиатека, беседы, интервью, выход в Интернет), способы сбора и анализа информации, способы представления результатов (презентации, устный журнал, выступления, сценарий игры и т.д.). Установили процедуру оценки и критерии оценки процесса и результата, распределили обязанности в каждой группе. Здесь выслушивались все предложенные идеи, высказанные предположения.
Разделившись на группы, провели жеребьёвку, так как не смогли договориться, какая группа займётся разработкой какого названия.
Начался этап поиска, анализа и отбора информации. Так как время работы над проектом было ограничено, а опыта работы с информацией оказалось недостаточно, руководитель оказывал дозированную помощь группам: сориентировал в потоке информации, помог отобрать важное и интересное.
Интересно было наблюдать за работой каждой группы. Но особенно порадовала группа, которая работала над названием Советская: они вышли за рамки поставленного вопроса. Нашли костюмы народов Советского Союза, провели с другими группами занятия танцами, где представляли танцевальные движения разных народов.
После представления результатов работы группы, которая осуществляла поиск информации о лётчике-космонавте, земляке, уроженце села Полковниково Косихинского района Германе Степановиче Титове, руководителем была подготовлена и проведена игра-путешествие «Мечтают мальчишки о звёздах», конкурс изготовленных своими руками летательных аппаратов и их запуск.
Другая группа привлекла к работе над проектом родителей и на материалах Косихинского музея рассказала об Андриане Митрофановиче Топорове - педагоге, просветителе, публицисте, писателе, учительствовавшем в селе Верх-Жилино нашего района и принявшем непосредственное участие в 1920 году в создании коммуны «Майское утро».
Последняя группа представила результаты своей работы в виде электронной презентации, где рассказала о комсомольцах, их символике и атрибутах, комсомольском билете, повседневной работе и подвигах во время войны.
Так в разных формах дети провели презентацию своих мини - проектов.
На аналитическом этапе совместно оценили усилия учащихся, качество использования источников, качество отчёта. Все приняли участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Впоследствии работа учеников была оформлена в общую папку и сдана в музей.
Принято общее решение продолжить работу над проектом, потому что улиц в селе много, и у детей появилось желание узнать об истории имени улицы, на которой они живут. Кроме того, была выдвинута интересная идея пронаблюдать историю страны в названиях улиц села.
Разумеется, в ходе работы над проектом школьники получили возможность развивать и совершенствовать целый спектр необходимых в современной жизни компетентностей: информационно-технологическую компетентность как способность использовать, воспроизводить, совершенствовать различные средства и способы получения и воспроизведения информации; компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия; компетентность общения.
Однако именно возникновение этого трепетного интереса к истории и людям своей малой Родины, ощущения сопричастности маленького алтайского села исторической судьбе большой страны мы считаем главным нравственным и ценностным результатом и смыслом проекта.

Приложение

Презентация

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп