Версия для слабовидящих

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КРУЖОК «СЛОВЕСНЫЕ ЗАБАВЫ»)

Кобыленко Марина Вячеславовна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1»
г. Рубцовск Алтайский край

Во ФГОС НОО говорится, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она должна стать полноценным пространством воспитания и социализации личности, поэтому важно построить занятия так, чтобы заинтересовать школьников и создать условия для формирования и реализации индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности.
Одной из главных задач, которую необходимо реализовать при организации внеурочной деятельности, является формирование коммуникативных компетенций (умений взаимодействовать с окружающими людьми, работать в группе, выполнять различные социальные роли). Коммуникативные компетенции не могут быть сформированы вне деятельности. Основу их формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом.
Ни для кого не является секретом, что современные дети стали меньше читать, поэтому все больше появляется детей, не умеющих связно выразить свои мысли. Дети стесняются высказываться, не могут подобрать необходимые слова и выражения. Часто учителю приходится самому перефразировать высказывание ребенка, чтобы его поняли другие дети. В классе встречаются и очень стеснительные, замкнутые ребята с тихими, невыразительными голосами, неэмоциональные дети. Помочь им адаптироваться в школьном коллективе, раскрыться, научить работать в группе, общаться без боязни вызвать насмешки со стороны сверстников, а также развивать талант артистически одаренных детей – на эти цели я прежде всего ориентировалась, набирая учеников в кружок «Словесные забавы». Посещают мои занятия 16 человек, ребята из пяти первых классов нашей школы, большая часть из них пришли по желанию самих детей, но есть и такие, родителям которых я посоветовала записать своих детей (необщительных, особо стеснительных) в этот кружок. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю по 25 минут. Мною составлена программа кружка, рассчитанная на 64 занятия.
Основные направления работы кружка:
1. Культура и техника речи.
2. Театральная игра.
3. Страна «Вообразилия».
4. Ритмопластика.
5. Работа над спектаклем.
На занятиях по культуре и технике речи использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и свободы речевого аппарата, формирование четкой дикции, разнообразной интонации, связной образной речи Каждое занятие я начинаю с речевой или артикуляционной зарядки. Дети очень любят трудные скороговорки с интересным сюжетом (например, «Жили-были три японца.....») и речевые игры с движением («Купила бабушка себе курочку...», «Мы охотимся на льва...»).
В работе с кружковцами широко использую русский фольклор: песни, частушки, дразнилки, чистоговорки, потешки. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью легко установить с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые жанры народного поэтического творчества таят в себе огромные богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети, поначалу стеснительные, раскрепощаются, чувствуют себя свободно и с удовольствием поют частушки, читают по ролям потешки и заучивают дразнилки.
Задачи следующего направления - Театральная игра - научить детей строить диалог с партнером на заданную тему, развивать интерес к сценическому искусству, творческое воображение. Здесь же дети могут поупражняться в четком проговаривании слов с различной интонацией. Основные приемы работы в рамках этого направления - игры с использованием импровизации, инсценировка хорошо известных с дошкольного детства сказок.
На самых первых занятиях знакомлю детей с понятиями «театр», «актер», «режиссер, «художник-декоратор», формирую «зрительскую» культуру поведения. После просмотра презентации «Мастерская кукол» знакомлю с настольным, пальчиковым театром; вместе с детьми изготавливаем кукол из пластилина, бумаги, а затем разыгрываем сказки («Теремок», «Три медведя», «Колобок»). Часть детей играет, другая выступает в роли зрителей, потом происходит смена актерского состава. В конце занятия обсуждаем выступления, стараясь отметить всех. Каждый ребенок пробует свои возможности, никого не критикуем. Любят дети для лучшего перевоплощения использовать маски («Репка», «Светофорчик для зверюшек»), инсценировать в группах стихи А. Барто.
Работа по направлению «Страна Вообразилия» строится на использовании игровых упражнений: создание этюдов с придуманными обстоятельствами, совместное придумывание сюжетов сказок. Эта работа позволяет активно развивать связную, образную речь, активировать и уточнять словарь детей, расширять их словарный запас, воспитывать культуру речевого общения.
Направление Ритмопластика включает комплексные ритмические, музыкальные и пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижения. Дети учатся подстраиваться под музыкальный ритм, действовать согласованно с другими детьми. Кроме того, в этой деятельности естественное развитие получают способность к координации движений, созданию выразительных пластических образов, творческая самостоятельность.
Занятия по ритмопластике провожу совместно со словесной подготовкой; например, перед исполнением музыкальной ритмической композиции «Танец желтых листьев» я прошу представить себя листком, который сорвался с ветки, и коротко рассказать о себе. Затем дается задание под музыку изобразить танец листьев, согласуя свои движения с другими, равномерно располагаясь на площадке.
Любят дети такие игры: «Вокруг себя повернись, в кого хочешь - превратись», «Эй, детишки – ребятишки, приглашаю поиграть. Ставьте ушки на макушке, я вас буду превращать», «Море волнуется раз...».
Самое сложное направление - Работа над спектаклем – включает в себя знакомство с пьесой, сказкой и ее постановку.
Ничто так не сплачивает людей, как общее дело. Дети в этом отношении не исключение: во время разучивания слов, репетиций спектакля на площадке царит атмосфера дружбы, взаимопомощи, веселья. Дети по-доброму подшучивают друг над другом, стараются повторить, научить другого, как сыграть его роль лучше. Итог этой работы - выступление перед подготовительным классом нашей школы, первоклассниками, родителями.
Уже 10 лет в нашей школе существует детский театр «ЗИМОРОДОК», который организован для трех возрастных групп: учащихся начальной школы, среднего звена, ребят из старших классов. Запись осуществляется на конкурсной основе, так как всегда много желающих. В этом году в школе родилась новая традиция – проведение конкурса чтецов «Открой рот», где нужно не только показать свое умение бегло и громко читать, но и умение перевоплотиться, выбрать правильную интонацию. Я считаю, что ребята, посещающие мой кружок, успешно смогут участвовать в таких мероприятиях и продолжат свою творческую деятельность дальше. Но даже если не все в дальнейшем займутся творчеством, у ребят останется главное – приобретенные ими в ходе занятий кружка коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, общаться в группе, видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражать своё мнение.
Внеурочная деятельность в начальной школе очень многоаспектна, но есть самое главное условие: она должна быть интересна для школьников. На занятиях нашего кружка не бывает скуки, мои кружковцы с нетерпением ждут каждого нового занятия, а это значит - у кружка «Словесные забавы» есть будущее!

Презентация

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп