Версия для слабовидящих

ИЗ ОПЫТА НАБОРА ПЕРВОКЛАССНИКОВ
(ИЗУЧЕНИЕ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ ЗАНКОВА)

Исаенко Светлана Федоровна
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №8»,
г. Рубцовск

Каждые 4 года мы заново начинаем знакомство с новыми детьми и их родителями. Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы дети быстрее и легче вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а также установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем. Поэтому ещё до начала работы с классом, в сентябре, учитель должен изучить стартовые возможности будущих первоклассников, познакомиться с индивидуальными особенностями ребёнка, узнать о состоянии его здоровья, побеседовать с родителями малыша.
Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, в классе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, мешающим продвижению учащихся в их развитии. Поэтому целью моих занятий с будущими первоклассниками является не отбор детей, а, прежде всего, формирование положительной мотивации учения и создание ситуации успеха для каждого ученика.
На этих занятиях ставлю перед собой следующие задачи:
• В игровой форме познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни;
• Дать детям возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, сформировать первоначальные умения учебного сотрудничества;
• Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, а также мелкую моторику пальцев;
• Выявить особенности будущих первоклассников, определить их стартовые возможности.
Существует множество методик фронтального изучения детей, которые являются составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. Назначение таких методик заключается в следующем:
- обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
- выявить индивидуальные различия между детьми.
Показатели готовности первоклассников к обучению вшколе делятся на три группы.
Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребёнка, определению психофизиологической иинтеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой (т. е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличия у ребёнка учебных навыков, полученных до школы.
Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовое отношение ребёнка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребёнка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности последнего и цена адаптации.
В результате такого комплексного исследования получаем профиль готовности каждого ученика к обучению в школе.В нём отражены результаты, полученные при выполнении первоклассником диагностических методик, его индивидуально-личностные особенности, информация о семье, показатели здоровья и некоторые другие данные в сравнении с классом и всеми обследованными учащимися.
Изучая психологическую готовность каждого ребёнка к обучению, выделяем интеллектуальную, личностную и волевую готовность.
Интеллектуальная готовность представляет собой совокупность знаний малыша об окружающем его мире, а также уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, креативности и мелкой моторики рук.
Волевая готовность заключается в умении контролировать себя и свою деятельность, в произвольности поведения, в произвольности психических процессов, в умении планировать свою деятельность и реализовывать задуманное.
Личностная готовность проявляется в позиции школьника, в умении общаться в коллективе, в желании идти в школу, в определённом отношении к себе, к учителю, к школе.
Все эти качества группа детей демонстрирует в достаточно короткие сроки, а учителю важно зафиксировать успехи каждого ребёнка, чтобы иметь представление об уровне готовности будущих первоклассников, дать рекомендации родителям о том, над чем можно было бы ещё поработать до сентября.
Предполагаемый результат:
1 Снизится уровень тревожности, связанной со школой.
2 Дети получат первичные знания о школе и навыки совместной работы.
Занятия с детьми позволят установить:
• владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;
• интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
• развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);
• фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

Результаты работы с детьми фиксируются в таблице:
День 1

isaenko1

День 2

isaenko2

День 3

isaenko3

Таким образом, мы получаем профиль класса, откуда извлекаем контекстную информацию о различных аспектах готовности к обучению, а также об особенностях организации учебного процесса в начальной школе.
По результатам работы, оформляется таблица, демонстрирующая степень готовности каждого ученика к обучению в школе:

isaenko4

Полученные данные позволят учителю правильно выстроить образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. На основании полученных показателей можно прогнозировать образовательные успехи и поведение ребёнка, а также выделять типичные профили адаптации/дезадаптации первоклассников к учебной деятельности в образовательном учреждении.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп