Версия для слабовидящих

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
Дудник Л.Н., учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №166
г. Новоалтайска Алтайского края»

Автор опыта – Дудник Любовь Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Педагогический стаж -26 лет, стаж работы в гимназии №166 – 24 года. В 1992 году окончила Целиноградский государственный институт по специальности педагогика и методика начального обучения. Автор регулярно повышает свою профессиональную квалификацию на курсах при АКИПКРО. Участвует в методической работе гимназии и города, является руководителем кафедры начального образования, членом методического объединения учителей гимназии №166 г. Новоалтайска.
В 2009 году награждена дипломом и Почётной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи.
Автор обучает учащихся начальных классов. Преподавание ведёт по программе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Моё убеждение состоит в том, что ребёнок это главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.
Основываясь на программу развития гимназии «Компетентностный подход в гимназическом образовании», а также на миссию гимназического образования – подготовка выпускника, способного реализовать ключевые компетентности отечественного образования, я, как учитель, пришла к выводу о необходимости нового подхода в обучении: школьникам нужнее и важнее не овладеть готовой информацией, а научиться добывать её самим разными способами.
С 2006 года работаю по развивающей системе Л.В.Занкова. Эта дидактическая система, направленная на оптимальное общее развитие школьника, отвечает приоритетным задачам современной школы:
-«создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной жизненной позиции, субъективности в учебном процессе»;
- обеспечивает широту знаний и прочности навыков обучающихся;
- позволяет слить обучение и воспитание в единый процесс;
- делает работу учителя творческой;
- даёт возможность всем детям проявить и раскрыть свои способности, творческий потенциал;
- система общего развития Л.В. Занкова выходит на главный результат образования, сформулированный в Государственном образовательном стандарте.
Именно поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для оптимального общего развития каждого ученика, организацию навыков его самостоятельной и познавательной деятельности, раскрытие и развитие его духовных и творческих способностей на базе усвоения предметных компетенций. Всё это полностью согласуется с запросами современного общества, целями деятельности и темой программы развития образовательного учреждения, где я работаю.
Меня волнует проблема достижения высокого уровня грамотности детей, воспитания умения учиться. Как развить у детей познавательный интерес к учёбе, чтобы в среднем звене они были успешными учениками? Осознание этого привело к необходимости проанализировать собственный опыт работы и выбрать программу развивающего обучения. Решение этой проблемы нашло отражение в обобщении опыта «Формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся начальных классов по системе Л.В. Занкова».
В настоящее время я работаю по теме самообразования «Система Л.В.Занкова в условиях модернизации образования». Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным.
Формирование учебно - познавательных компетенций у учащихся осуществляю посредством дидактических принципов, положенных в основу развивающей системы Л.В.Занкова. На своих уроках добиваюсь комплексного решения практических, образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения через задачи урока, деятельность учителя и учащихся. Избегаю однообразия видов учебной деятельности, привлекаю для выполнения заданий все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые, двигательные; используя яркую наглядность, музыку, информационно-коммуникационные технологии; применяю разноуровневый, дифференцированный подход. Атмосфера доброжелательности, отношения сотрудничества между учителем и учеником позволяют моим учащимся чувствовать себя личностью. Ученик имеет возможность выбора способа учебной работы, типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменный, устный, развернутый рассказ, план ответа, анализ ответа товарища), что позволяет ему самостоятельно определить круг своего знания, уровень подготовленности и способность проанализировать учебную ситуацию.
Стремление ребенка к самостоятельности даёт ему широкие возможности для проявления творческих способностей. Для этого на уроках использую учебные тексты, карточки-задания, тесты, различающиеся предметным содержанием, объёмом задания, уровнем сложности. Разноуровневые задания являются основным компонентом урока. Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. С целью развития интереса использую в своей практике дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Выполнение подобных заданий даёт возможность моим выпускникам осознавать процесс учения. Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!
На уроках использую следующие формы работы: индивидуальную, фронтальную, групповую, работу в паре. Для развития творческих способностей учащихся применяю частично-поисковый, исследовательский метод, а также метод проблемного изложения материала. Так на уроках литературного чтения ввожу детей в мир искусства, как источник обогащения их ума и чувств, как средство развития у них интереса к чтению. Дети учатся относиться к художественному произведению как к образному отражению жизни. Учатся понимать позицию автора как писателя, поэта. Сапьянова Таня и Крутько Аня неоднократно становились победителями литературных творческих конкурсов городского и краевого уровня. Таблица1.
Результативность участия в литературных творческих конкурсах.

dudnik1

С целью принятия детьми искусства как творчества использую такие виды работ, как: продолжи стихотворение; придумай другой конец к сказке; опиши портрет героя; перескажи рассказ от лица одного из героев; разыграй мини-сценку из произведения; опиши чувство автора к герою произведения и др.
Большое внимание уделяю написанию сочинений разных жанров и типов:
сравнение («Солнышко похоже на...», «Какого цвета осень», «На что похоже солнце» и др.);
вживание («О чём думает зонтик», «Я – письмо» и др.);
моё любимое («Моё любимое время года», «Мой любимый праздник» и др.);
открытые (свободные) («Если бы я был волшебником», «Мой самый счастливый день», «Что такое лень» и др.)
Результатом проводимой работы является творческое любопытство учащихся. Ребятам нравятся такие виды работы, которые дают волю фантазии. Они позволяют им выражать свои мысли и чувства. В среднем звене учащиеся продолжают творчески работать на уроках литературы.
С целью активизации умственной деятельности, организации диалога с учеником на уроке провожу целеполагание, планирование, учу видеть результаты труда. В практику вошли уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-дискуссии, экскурсии и др.
Продолжая работу по формированию активной познавательной деятельности, использую метод проблемного изложения материала. Для этого:
- создаю проблемные ситуации, коллизии;
- создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- составляю и обсуждаю вместе с детьми план урока;
- строю процесс обучения на более высоком, но доступном уровне;
- стимулирую учащихся, призывая к высказываниям, использовании различных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться;
- оцениваю не только результат, но и процесс деятельности ученика;
- поощряю стремление находить свой способ работы, выбирать рациональный.
В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. У моих учеников хорошо развиты такие качества как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, повышается интерес к обучению. Они владеют мыслительными операциями: сравнения, обобщения и конкретизации, а также стремятся к самостоятельному приобретению знаний. Учащиеся активно участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах не только на школьном, но и на городском, и краевом уровнях. Среди них есть победители и призёры.

Таблица 2.
Результативность участия в интеллектуальных конкурсах.

dudnik2

Работая в течение 6 лет по программе Л.В.Занкова, применяю и другие технологии: ИКТ, игровые технологии, метод проектов, что позволяет не только эффективно использовать время детей на уроке и во внеурочное время, но и развивать творческие способности воспитанников. Так как программа развивающего обучения основывается на частично-поисковом, проблемном методе обучения, большое внимание в своей деятельности уделяю формированию у учеников исследовательских навыков. Активно участвую в работе стажёрской площадки по формированию исследовательского поведения младших школьников. В 2009-2010 учебном году во внеурочное время я занималась с группой детей исследовательской деятельностью. Тема исследования «Вклад почётных граждан города Новоалтайска в его развитие» была актуальна и имела социальный заказ. Грошев Антон, Сергеева Кристина, Устинова Аня принимали участие в городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь в родном городе» и стали победителями. В 2011-2012 учебном году на аналогичный конкурс были выставлены две исследовательских работы второклассников: «Кто они – ровесники города Новоалтайска» и «Почему не говорит мой попугай?»
Применение дидактических принципов системы развивающего обучения, формирующей учебно - познавательные компетенции у учащихся позволило добиться следующих результатов обучения.

Таблица3.
Результаты обучения.

dudnik3

Итоговая комплексная проверка знаний и умений выпускников начальной школы была представлена в виде интегрированной проверочной работы.
Низкий уровень- 0чел., базовый уровень- 6 чел., уровень выше среднего -13чел., высокий уровень-5чел.
Важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижения детей в развитии считаю установление в классе доверительной атмосферы обучения, деловых доброжелательных отношений с учащимися. Весь учебный процесс и внеурочную деятельность с классом строю на принципе сотрудничества, соучастия. Это помогает школьнику пережить радость от познания, коллективного труда, организовать самоуправление и ситуацию успеха, что способствует повышению уровня познавательного интереса учеников.
Для оптимизации развития каждого ученика, развития его творческих способностей организую работу с родителями. Считаю, что семья является сильнейшим фактором формирования личности. Поэтому установление партнёрских отношений с семьей, основанных на уважении и доверии, активное взаимодействие в рамках реализации образовательных идей является для меня главнейшей задачей.
Особое внимание уделяю семьям, где растет один ребенок, и многодетным, так как и в тех и в других семьях встречаются трудности в воспитании детей. Работая с родительским коллективом, выбираю разные формы. Например, совместные мероприятия с детьми. Праздники «День моей фамилии», «Моя родословная», «День матери», «Мы - спортивная семья» стали одним из самых интересных и запоминающихся событий в классном коллективе. Индивидуальные беседы, консультации, тренинги были просто необходимы для большинства родителей. На собраниях решались организационные вопросы, читались лекции, которые готовили сами родители. Участие родителей в общешкольном родительском комитете помогало в организации мероприятий школьного уровня. Совместные концерты, конкурсы, выставки поделок, соревнования помогли сплотить коллектив детей и родителей. Анкетирование родителей показало необходимость работы в данном направлении.
Работая учителем в начальных классах на протяжении 26 лет, я все чаще сталкиваюсь с проблемой отсутствия у детей потребности в художественной книге, желании её прочесть. Возможность посмотреть фильм по телевизору, в видеосалоне отрицательно сказывается на развитии читательских компетенций, умении грамотно выражать свою мысль и формировании их индивидуального стиля. Своей задачей я вижу создание условий для реализации учащимися своего творческого и умственного потенциала, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
В дальнейшем планирую продолжить работу по освоению и внедрению в практику дидактических принципов системы Л.В.Занкова, использовать в своей практике интерактивные приёмы обучения. Считаю, что данные принципы и приёмы будут способствовать социализации учащихся. Развитие творческого потенциала учащихся, планирую через участие детей в конкурсах и выставках различного уровня.
Таким образом, сущность моего педагогического опыта заключается в создании системы работы по развитию познавательной активности младших школьников в процессе формирования учебно-познавательных компетенций на основе применения дидактических принципов системы Л.В. Занкова.

 

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп