Версия для слабовидящих

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ НАЧАЛ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Боженова Л.В., учитель начальных классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»
Будущее страны, планеты в руках тех малышей, которые в настоящее время уже познали некоторые законы нравственности.
Особое влияние на развитие детей имеет школа. А школа, безусловно, начинается с учителя. Значит, быть учителем – это нести ответственность за то, каким станет мир завтра.
В качестве средств, влияющих на развитие добрых чувств у детей, воспитывают музыка, живопись, хороший пример взрослых. Но верной и незаменимой «союзницей» учителя всегда была и будет художественная литература. Возможности книги, литературы при формировании гуманистических начал уникальны. Поэтому исследование влияния работы над художественным произведением на формирование гуманистических начал у младших школьников является актуальным.
Проблема исследования определяется противоречием:
- важнейшим средством воспитания у детей гуманистических начал является работа над художественным произведением, предоставляющая уникальные возможности для развития личности ребёнка;
- эти возможности в практике школы недостаточно используются.
Эти противоречия и определили формулировку проблемы: каковы методические условия эффективной организации работы над художественным произведением при формировании гуманистических начал у младших школьников?
Целью исследования является разработка круга методических условий формирования гуманистических начал у младших школьников в процессе работы над художественным произведением.
Предметом исследования выступает процесс формирования гуманистических начал у младших школьников в работе над художественным произведением.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у младших школьников гуманистических начал в процессе работы над художественным произведением.
2. Разработать основы методики организации работы по формированию гуманистических начал у младших школьников через систему работы над художественным произведением.
3. Провести опытную апробацию разработанной методики. В основу данной работы положена гипотеза: если организовать работу над художественным произведением так, чтобы в её процессе можно было бы развивать у детей способность к пониманию чужой позиции, воспитывать такие чувства, как сопереживание и сочувствие, то тогда можно говорить о возможности формирования гуманистических начал у детей младшего школьного возраста в процессе чтения художественного произведения и работы над ним.
Для решения задач исследования применялась следующая методика:
- анализ психолого-педагогической, учебной и методической литературы, связанной с темой исследования; - наблюдение, анкетирование, создание экспериментальных ситуаций;
- опытная проверка созданных основ методики проведения работы над художественным произведением.
Считаю, что значимость исследования заключается в том, что работа над художественным произведением рассматривается в качестве одного из важнейших условий становления ребёнка как Человека.
Проблема формирования гуманистических начал у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе.
Дети способны сочувствовать и сопереживать.
В.А.Сухомлинский писал: «Это не сентиментальность, когда ребёнок считает, что игрушечный автомобиль с поломанным колёсиком страдает от боли так же, как израненный птенец, - это отзывчивость, основа доброты и поэтичности». [№11, с.20-21].
Психологические исследования показывают, что внешние ,социальные условия оказывают влияние на формирование личности, преломляясь через внутренние условия. Нравственные качества человека не передаются по наследству, они вырабатываются в процессе воспитания.
3. О значении художественной литературы.
Над проблемой развития «добрых чувств» у детей под влиянием художественного произведения работали известные отечественные
психологи А.В.Запорожец (1948г.), Д.М.Ароновская (1944 г.). Они сформулировали следующие положения: «во-первых, восприятие художественного произведения является особой внутренней деятельностью, и, во-вторых, в результате неё в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребёнка появляется и новое эмоциональное отношение к окружающему».
Возникает вопрос : какие существуют основные причины наиболее успешного влияния художественного произведения на формирование и развитие у детей младшего школьного возраста гуманистических понятий и отношений?
Выделяют две основные причины:
- специальный отбор таких текстов, которые позволяют реализовать поставленные цели и задачи воспитания;
- организация работы над художественным произведением, конечная цель которой – формирование гуманистических начал у младших школьников.
4. Какой должна быть работа над художественным произведением, цель которой – формирование гуманистических начал у младших школьников.
Можно выделить этапы в работе над художественным произведением.
Первый этап – работа, направленная на создание восприятия непосредственного содержания произведения (характеров, событий, поступков и переживаний действующих лиц).
Второй этап – работа, направленная на анализ элементов образной и словесно-композиционной формы.
Третий этап – работа, направленная на создание целостного, или эстетического восприятия идейного содержания произведения (отношения автора к отражаемому им кругу жизненных явлений).
Опытная апробация разработанной методики.
Объектами контроля выступали: система ценностных ориентаций детей, уровень сформированности способностей к сопереживанию, уровень осознания и самооценки нравственно-ценных проявлений характера, уровень сформированности необходимых гуманистических понятий. Для диагностики использовались наблюдения, протоколы бесед, анализ результатов анкетирования.
1. Определение системы ценностных ориентаций.
Систему ценностных ориентаций любого человека составляют его идеалы, жизненные цели, устремления. Следовательно, необходимо раскрыть природу аксиологического (ценностного) потенциала личности. С целью выявления системы ценностных ориентаций использовалась методика «незаконченных тезисов». Срезы проводились неоднократно: до начала обучающегося эксперимента и в его конце.
Результаты изучения представлены в таблице №1. в процентах выражено количество школьников. Представлены данные первого и последнего срезов [см. приложение].
Количественный анализ показа, что в целом в классе не произошло значимого изменения в ценностных ориентациях учащихся. Качественный анализ и сравнение результатов позволили считать, что произошли существенные изменения в некоторых убеждениях многих ребят. Большинство ребят, дописывая тезис «Быть человеком – значит...», использовали при первом срезе высказывания «быть трудолюбивым». При повторном срезе более частыми стали высказывания: «быть верным», «быть добрым», «уметь сочувствовать». Самым главным в жизни для всех ребят, как показал анализ результатов, являются родители. Вне всякого сомнения, что отношения «любить», «сочувствовать», «сопереживать» для каждого ребёнка начинаются с любви к Маме.
Можно сделать вывод, что «открыть» специальную серию уроков, основная идея которых – воспитанию «добрых чувств», будет целесообразнее урокам, полностью посвящённым теме Материнства.
1. Определение уровня сформированности эмпатии.
Для выявления уровня сформированности способности к сопереживанию наиболее подходит методика Селмана. Селман предлагал детям на основе рассказа сделать тот или иной выбор и дать ему обоснование. В качестве дилемм были использованы отрывки из некоторых произведений В.А.Сухомлинского, вошедших в «Хрестоматию по этике».
Результаты изучения представлены в таблице №2. срез проводился в конце обучающего эксперимента [см. приложение].
Уровни сформированности способностей к сопереживанию определяли по показателям:
- способность выделить и назвать чувства, которые испытывают другие люди;
- способность принять другую точку зрения;
- способность к душевному отклику.
Первый уровень (низкий):
- воображение пассивно;
- индивид проявляет своеобразную слепоту к переживаниям другого человека.
Второй уровень (средний):
- неупорядоченная деятельность воображения;
- индивид не всегда способен поныть и принять переживания людей других возрастных или социальных групп.
Третий уровень (высокий):
- мысленное воссоздание переживаний другого человека;
- высокая способность к душевному отклику.
Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства детей младшего школьного возраста развиты на достаточно высоком уровне познавательные компоненты сопереживания (способность к пониманию чужой точки зрения и способность к её принятию). Следовательно, существуют психологические предпосылки для нравственного становления ребёнка через развитие его как творческого читателя. Именно работа творческого читателя опирается на способность понять позиции автора или героев и принять их или поспорить с ними.
3.Определение уровня нравственно-ценных проявлений характера.
Чтобы выявить уровень осознания самооценку нравственно-ценных проявлений характера, использовались экспериментальные ситуации, созданные с помощью диагностической методики с карточками.
Сущность этой методики, модифицированной коллективом авторов книги «Изучение личности школьника учителем». Состояла в следующем – каждому испытуемому предлагалось 10 карточек. Пять с написанными на них положительными гуманными проявлениями и пять – с отрицательными. [см. приложение]. Опыт включал пять этапов. На первом этапе учащемуся предлагалось разложить карточки в следующем порядке: направо – карточки с положительными поступками, налево – с отрицательными.
На втором этапе следовало отобрать из группы отложенных карточек с положительными проявлениями такие, которые он совершает в своём поведении.
На третьем этапе нужно было выбрать из карточек с положительными поступками, не присущими ученику, те, которыми бы он хотел овладеть как можно быстрее.
На четвёртом этапе следовало отобрать из карточек с отрицательными поступками те, которые он сам совершает.
На пятом этапе предлагалось выбрать из отложенных карточек с присущими учащемуся отрицательными поступками те, от которых он хочет избавиться в первую очередь.
4. Определение уровня сформированности знаний о гуманистических отношениях.
Для определения уровня сформированности знаний о гуманистических отношениях и позициях мы использовали методику «недописанных тезисов». В рамках данного исследования был проведен сравнительный анализ ответов детей и взрослых.
Сравнения результатов показало: большинство ребят (около 86%) и все взрослые осознают сущность таких гуманистических отношений, как «сопереживание», «сочувствие».
Типичные ответы детей:
«Сочувствовать человеку – значит понимать его боль».
«Сочувствовать человеку – значит жалеть его».
«Сочувствовать человеку – значит помогать ему».
5. Определение типа связи между развитием читателя и формированием гуманиста.
С целью определения типа связи между процессами развития творческого читателя и воспитания «добрых чувств» был разработан протокол интервьюирования [см. приложение). Время не лимитировалось.
Анализ результатов прилагается в приложении.
Список литературы.
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1996.
2. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1998.
3. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. «Народная асвета», 1975.
4. Искусство и школа. Составитель А.К.Василевский. - М.: Просвещение, 1991.
5. Кудина Г.Н. и Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Томск.: Пеленг, 1994.
6. Кузьмичёв И.К. Литература как нравственное воспитание личности. М.: Просвещение, 1980.
7. Немченко Л.В. Повышение интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся на уроках чтения. «Начальная школа» - 1996 - №5 – с.29-31.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 2000.
9. Развитие личности ребёнка. М.: Прогресс, 1997.
10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования. Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З.Неверович. – М.: Педагогика, 1996.
11. Сухомлинский В.А. Беседы о воспитании. М.: Политиздат, 1985.
12. Тимофеев Л.И. основы теории литературы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1991.
13. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1994.
Приложение.

Таблица №1.
Система ценностных ориентаций.

bozenova1

Таблица №2.

bozenova2

Протокол интервьюирования:
1. Какие авторы тебе знакомы?
2. Какие произведения из данных ты читал?
3. Какое произведение тебя особенно поразило? Почему?
4. Какие чувства ты испытывал при чтении?
5. Ты перечитывал это произведение? (Хотел бы перечитать? – в случае отрицательного ответа) Почему?
6. были какие-то оттенки чувств, когда ты перечитывал?
7. Встречались ли тебе в произведении такие слова, которые особенно потрясли, помогли понять чувства?
8. Чтобы ты мог сказать об авторе этого произведения?
9. Как ты оцениваешь себя как читателя?
10. На какие две группы ты мог бы разделить все эти произведения?
11. Чтобы вырастить человека добрым, какие книги нужно ему читать?

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп