Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Консультация

Экспертиза процесса и результатов инновационных проектов

Структурные компоненты консультирования

Содержание

 

Ключевые слова

Экспертиза, инновационный проект

 

Аннотация к содержанию консультации

В консультации рассматриваются сущностные характеристики инновационной деятельности, специфика содержания деятельности на каждом этапе работы образовательного учреждения в инновационном режиме, методы оценки инновационных проектов.

 

Запрос на консультирование

Каковы сущностные характеристики инновационной деятельности?

Каковы этапы инновационной деятельности?

В чем состоит специфика содержания деятельности на каждом этапе работы?

Как осуществить экспертизу и оценить эффективность инновационного проекта?

 

Текст консультации:

Современный период политического, социально-экономического развития отличается стремительным изменением всех сфер общественной деятельности и сознания. Доминирующим механизмом всех ныне существующих преобразований становится механизм саморазвития, предопределяющий необходимость инновационных процессов как важнейшей предпосылки и условия достижения оптимальных результатов деятельности.

Выделяют два типа инновационных процессов в области образования:

1) процесс стихийных инноваций, возникающих внутри образовательного учреждения по инициативе самих педагогов, порой – без должного научного обоснования, на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований (деятельность педагогов-новаторов, родителей, проектировщиков образования);

2) процесс осознанной, научно обоснованной, статусно определенной, организованной экспериментальной деятельности по исследованию, проектированию и внедрению результатов научного поиска в практику образовательных учреждений.

Анализ результатов деятельности профессиональных образовательных учреждений (ПОУ), работающих в инновационном режиме, позволяет судить о том, что более продуктивно процесс развития ПОУ осуществляется по второму типу при наличии официального статуса (краевой инновационной площадки, базовой площадки и т.д.), концептуально обоснованного проекта нововведений. Преимуществами этого типа инновационных процессов в образовании являются:

- наличие целенаправленного научного руководства;

- необходимость создания и выполнения всех условий, предусмотренных экспериментальным проектом;

- возможность внесения дополнений в штатное расписание с включением в него узких специалистов;

- обязательность выполнения индивидуальных исследований участниками эксперимента с последующим зачетом полученных результатов (высшая квалификационная категория, кандидатская диссертация);

- возможность дополнительного финансирования участников экспериментального проекта за счет средств муниципальных (региональных) отделов образования.

Эффективность инновационной деятельности предопределяется грамотной ее организацией с учетом основных направлений генезиса и должна быть организована поэтапно.

1 этап – проблемно-поисковый:

Основные задачи:

- Осуществить проблемный анализ деятельности ПОУ.

- Произвести анализ социального заказа по проблеме исследования.

- Определить направления инновационной деятельности.

Содержание деятельности: проведение анализа документации педагогов, психологов, специалистов и руководителей ПОУ; проведение мониторинга, изучение психолого-педагогической компетентности родителей, профессиональной компетентности педагогов; организация и обработка результатов анкетирования.

2 этап – организационный:

Основные задачи:

- Разработать локальные документы.

- Разработать проект экспериментальной работы, план реализации основных задач эксперимента.

- Мотивировать инновационную деятельность педагогов.

- Подготовить педагогический коллектив к начальной экспертизе.

Содержание деятельности: организация встречи с потенциальными научными руководителями; проведение педагогического совета по обсуждению и утверждению темы исследования; изучение и утверждение локальных документов (положение о научно-методическом совете, должностные инструкции участников эксперимента); изучение проекта всеми участниками эксперимента, его обсуждение, внесение корректив; организация цикла лекций научным руководителем по специфике экспериментальной деятельности и теме эксперимента; посещение других экспериментальных площадок, работающих по аналогичным проблемам; изучение документов и материалов, регламентирующих инновационную деятельность.

3 этап – теоретико-аналитический:

Основные задачи:

- Изучить, осуществить анализ научных исследований по заявленной теме.

- Осуществить анализ проектов, отчетов других экспериментальных площадок.

- Проанализировать опыт педагогической деятельности, представленный к защите на высшую категорию по сходным проблемам.

Содержание деятельности: организация цикла лекций научных руководителей, других представителей научных школ (по мере необходимости) по актуальным вопросам изучаемой проблемы; организация командировок разных специалистов на базы других экспериментальных площадок; изучение и обсуждение педагогического опыта; проведение семинаров по результатам усвоения материала.

4 этап – поисково-диагностический:

Основные задачи:

- Осуществить разработку основных параметров изучения качества нововведения.

- Осуществить разработку, модификацию, систематизацию, подбор диагностических методик.

- Разработать стимульный материал для начальной, промежуточной и итоговой диагностики.

- Определить контрольные и экспериментальные группы.

Содержание деятельности: проведение цикла лекций по материалам педагогического исследования; изучение и обсуждение материалов научных исследований по теме; проведение проблемных семинаров; анкетирование педагогов по вопросам общей ориентации в методах диагностики; презентация и утверждение диагностических методик; проведение пилотажного эксперимента с обсуждением полученных результатов; проведение конкурса по оформлению стимульных материалов к диагностическим методикам; презентация авторских диагностических методик.

5 этап – начально-диагностический:

Основные задачи:

- Определить уровень компетентности студентов, родителей, педагогов по основным направлениям инновационной деятельности.

- Осуществить проблемный качественный и количественный анализ полученных результатов.

- Содержание деятельности: организация диагностических процедур; оформление сводных таблиц; проведение проблемных семинаров по результатам начальной диагностики; обсуждение эффективности использования методов диагностики.

6 этап – проектно-разработочный:

Основные задачи:

- Осуществить разработку программно-целевых, технологических, мониторинговых  аспектов совершенствования педагогического процесса.

- Разработать модель образовательной среды, проект инновационной деятельности по направлению исследования.

- Содержание деятельности: проведение цикла лекций по концептуальным и теоретическим основаниям нововведений, по педагогическим технологиям и проектам; организация деловых игр по защите индивидуальных проектов инновационной деятельности; обсуждение и утверждение тем индивидуальной экспериментальной работы; проведение конкурсов по проектам; проведение консультаций по теме индивидуальных исследований.

7 этап – внедренческий:

Основная задача: осуществить внедрение и экспериментальную апробацию проекта.

Содержание деятельности: создание и совершенствование образовательной среды по основным направлениям проекта; разработка учебно-методических материалов, дидактическое, методическое сопровождение эксперимента; осуществление взаимодействия с семьей и другими социальными институтами воспитания; организация и анализ открытых мероприятий; организация выставок продуктов деятельности преподавателей и студентов; организация консультативной помощи.

8 этап – промежуточно-диагностический:

Основные задачи:

- Осуществить промежуточную диагностику эффективности реализуемого проекта.

- Интерпретировать и обсудить полученные результаты.

- Определить необходимость внесения корректив в организацию педагогического процесса.

Содержание деятельности: проведение социологического опроса участников эксперимента, родителей; проведение проблемного семинара по обсуждению полученных результатов; презентация индивидуальных достижений по проектам; организация промежуточной экспертизы экспертным советом.

9 этап – итогово-диагностический:

Основные задачи:

- Определить эффективность проделанной работы.

- Осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.

- Обсудить результативность индивидуальных, групповых и коллективных исследований.

Содержание деятельности: проведение итоговой диагностики; организация конференций по представлению результатов индивидуальных исследований; организация выставок методических материалов и пособий; проведение социологических опросов.

10 этап – оформительский:

Основные задачи:

- Систематизировать результаты инновационной деятельности.

- Подготовить материалы к презентации, печати, изданию.

Содержание деятельности: организация издательской деятельности (связь с типографией); подготовка к изданию дидактических материалов; составление отчетов о проделанной работе каждым участником эксперимента, разработка сводного отчета; доработка локальных документов; получение отзывов, рецензий.

11 этап – презентационный:

Основная задача: организовать публичное представление и защиту результатов инновационной деятельности.

Содержание деятельности: проведение итоговой экспертизы; организация конференций с приглашением участников экспериментов других образовательных учреждений; организация постоянно действующих и сменных выставок по результатам инновационной деятельности.

12 этап – трансляционный:

Основная задача: разработать технологию внедрения результатов инновационной деятельности в массовую практику образовательных учреждений.

Содержание деятельности: изучение научной литературы по проблемам технологии внедрения экспериментальных материалов; изучение аналогичного опыта работы; разработка и реализация плана внедрения.

Возможность эффективной трансляции результатов деятельности образовательных учреждений, имеющих статус краевой инновационной площадки, предопределяется ее грамотной организацией, построенной в соответствии с генезисом инноваций.

Любой проект, инновационный в том числе, оценивается с точки зрения его эффективности. При этом следует помнить, что нет эффективности «вообще» - ее содержание всегда конкретно в ее относительности. Эффективность - характеристика принципиально относительная, зависящая от того, какие показатели с какими соотносятся. В этом ее отличие от эффекта - характеристики абсолютной (эффект либо есть либо нет), выражающей некий очевидный результат. Эффективность всегда конкретна, и надо знать, о каком ее виде идет речь в каждом конкретном случае или какой вид эффективности наиболее важен применительно к конкретной ситуации и задаче.

При оценке эффективности инновационного проекта можно выделить, как минимум, три основных ее вида:

Экономичность - как отношение затрат к полученным результатам (Э=Р/З), выражающее экономичность использования средств и ресурсов, тогда - эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получать один и тот же результат;

Результативность - как отношение результата к поставленным целям (Э=Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности, тогда - эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;

Целесообразность - как отношение целей к реальным потребностям, проблемам (Э=Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей, тогда - эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.

Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев экспертизы инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами в рамках всех уровней (федерального, регионального, локального – в рамках образовательной организации) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде.

Параметры экспертизы инновационных проектов включают:

1. Общие критерии – позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и модернизации профессионального образования на разных уровнях его организации.

Состав критериев:

– актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;

– новизна (оригинальность) проектной идеи: принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;

– масштабность проекта: локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный;

– системность проекта: фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);

– эффективность проекта: улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;

– транслируемость проектной идеи: экстраординарность условий реализации идеи и возможность ее тиражирования.

Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным установкам проекта.

2. Специальные критерии – позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям.

Состав критериев:

– полнота структуры проекта: анализ образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации;

– степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т.д.;

– согласованность структурных частей проекта:

- соответствие анализа ситуации – описанию проблем,

- концепции – основным направлениям деятельности,

- целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).

Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагается инновационные преобразования.

3. Конкретные практические критерии – позволяют оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.

Состав критериев:

– реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;

– реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса);

– инструментальность (управляемость) проекта: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.

Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций субъектов из разных общественных практик и их соответствия реальной образовательной ситуации, на которую ориентирован данный проект.

Таковы типологические группы критериев оценки инновационного проекта, которые в реальной экспертизе могут быть конкретизированы относительно предметного содержания проектной работы и технологизированы относительно ее способов.

 

Список литературы и других источников по теме

Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. - №4. – с. 11 – 21.

Прозументова Г.Н. Обоснование стратегии гуманитарного исследования образовательных инноваций / Переход к открытому образовательному пространству. Ч.1 Феноменология образовательных инноваций: коллективная монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2005. – 280 с.

Игнатьева Г.А., Слободчиков В.И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов // Режим доступаhttp://www.niro.nnov.ru

Лактионова Е.Б. Экспертиза как метод оценки качества образовательной среды // Школьные технологии. – 2010. - № 2. – С. 164-174.

 

Консультант

Осипова Ольга Владимировна, доцент кафедры педагогики профессионального образования КГБУ АКИПКРО, кандидат педагогических наук, доцент