Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Предлагаем ознакомиться с презентацией "Механизмы формирования и дальнейшего развития системы независимой оценки качества профессионального образования в Алтайском крае", автор Волженина Н.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики профессионального образования КГБУ ДПО АКИПКРО
Декабрь 2015

Государственно-общественное управление в системе независимой оценки качества профессионального образования в Алтайском крае

Профессиональное образование в условиях открытой и конкурентной образовательной среды имеет собственный ресурс для обеспечения социальных, экономических, правовых и иных отношений в обществе. С принятием закона «Об образовании в РФ» профессиональное образование оказалось в ситуации, когда ответственность за качество подготовки специалиста лежит не только на организации, реализующей государственное задание, но и на профессиональном сообществе, способном сформулировать требования к профессиональному образованию, на сообществе работодателей, готовых включиться в совместную деятельность по обновлению содержания образования. Принципы и механизмы этой ответственности лежат в плоскости практических профессиональных решений, где общественная составляющая способов оценки играет не меньшую роль, чем государственный контроль (аккредитация, лицензирование, мониторинг и т.д.).

Рис.1. Схема государственной регламентации образовательной деятельности

ris1 npo

Среди проблем, связанных с созданием системы независимой оценки качества профессионального образования и управления выделяются: легитимизация разнообразных запросов к содержанию образования с точки зрения особенностей регионального рынка труда; определение соответствия качества профессионального образования как проблема институциональных изменений; разработка механизмов реализации межведомственных соглашений (договоров).

Исходя из этого, наиболее актуальными направлениями в области управления качеством профессионального образования являются:

-развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования и образовательной деятельности организаций;

-повышение конкурентоспособности профессиональных образовательных программ;

-разработка механизмов оценки соответствия профессиональных компетенций выпускников требования национальной рамки квалификаций и критериям профессиональных стандартов.

К институциальным механизмам независимой оценки качества профессионального образования в региональной модели (рис.2) отнесены механизмы, использующие потенциал взаимодействия профессиональных образовательных учреждений СПО с работодателями, потенциал общественной аккредитации организаций и профессионально-общественная аккредитация программ профессионального образования.

Рис.2. Региональная модель независимой оценки качества профессионального образования

ris2 npo

Децентрализация структуры образования и демократизации образовательной политики

привели к тому, что наряду с государственным контролем качества образования формируется институт профессионально-общественной оценки, включающей общественную аккредитацию образовательных организаций, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, рейтинговую оценку образовательных организаций, а также систему оценки и сертификации профессиональных квалификаций.

Формирование системы внутренней оценки качества образования
в профессиональных образовательных организациях

Мязина Ю.Ч.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Заринский политехнический техникум»

г. Заринск

Внутренняя оценка качества профессионального образования - один из самых актуальных вопросов современного образования. В техникуме внедрение системы оценки качества началось в 2013 г. с разработки внутреннего мониторинга. Объектами оценки выделены:

¾    основная профессиональная образовательная организация (далее ОПОП),

¾    условия реализации ОПОП,

¾    условия, необходимые для капитализации личности.

Проводимые исследования позволяют в динамике отследить качественные характеристики учебно-производственного и воспитательного процессов.

Мониторинг включает три основных этапа:

Первый - предварительный. Его задача – определение соответствия учебно-планирующей документации, материально-технической базы, кадрового потенциала требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО). Основные направления предварительного мониторинга представлены на схеме 1

Схема 1.

Руководитель структурного подразделения

 

Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей

Рабочие программы практики

Контрольно-оценочные средства

Программа

Государственной итоговой аттестации

ОПОП

Заместитель директора по учебно-производственной работе

 

Соответствие учебному плану соответствие структуре, установленной локальным актом

Соответствие учебному

плану, соответствие структуре, установленной локальным актом

Соответствие учебному плану, соответствие структуре, установленной локальным актом

Своевременность подготовки, соответствие содержания требованиям ФГОС СПО

Соответствие структуре, установленной локальным актом

             

Методические комиссии

 

Рассмотрение, утверждение председателем

(соответствие содержания программ требованиям ФГОС СПО)

Рассмотрение, утверждение председателем

(соответствие содержания программ требованиям ФГОС СПО)

Рассмотрение, утверждение председателем

(соответствие содержания оценочных материалов требованиям ФГОС СПО)

   
             

Работодатели

   

Согласование

Согласование

Согласование

Согласование

             

Педагогический Совет

       

Утверждение

Утверждение

             

Директор Техникума

       

Распорядительный акт об утверждении тем ПЭР и ВПКР

Распорядительный акт об утверждении ОПОП

Предварительный этап включает мониторинг соответствия материально-технической базы и кадрового потенциала требованиям ФГОС СПО. Данный мониторинг проводится по направлениям:

¾    техническое оснащение мастерских, учебных кабинетов

¾    материально-техническая база реализации воспитательной программы

¾    библиотечный фонд

¾    кадры.

Особое положение в процессе подготовки квалифицированных рабочих занимает капитализация личности. Фактически учебно-производственный, воспитательный процессы направлены именно на конечный результат – капитализацию личности, включающую адаптационные процессы, развитие общих и профессиональных компетенций, направленных на всестороннее развитие и социализации личности, сохранение здоровья обучающихся. Составным элементом ОПОП является обязательный воспитательный компонент образовательного процесса, который включает программу воспитания, рассмотренную на заседании методической комиссии и утвержденную Педагогическим Советом.

Второй этап мониторинга – текущий, задачей которого является обеспечение качества подготовки рабочих кадров в соответствии с ОПОП. На данном этапе особая роль отводится педагогическим технологиям, методикам организации учебных занятий, контрольно-оценочным средствам. Основными показателями качества подготовки являются результаты текущей и промежуточной аттестации, которые отслеживаются студентами, в ходе ежемесячного мониторинга успеваемости группы, преподавателями, руководителями структурных подразделений.

Третий этап – организация государственной итоговой аттестации и трудоустройство выпускников. На данном этапе заканчивается процесс капитализации личности и техникум получает реальные показатели качества подготовки выпускников.

Заключительные мероприятия оценки качества - мониторинг трудоустройства, и оценка уровня капитализации личности выпускников.

Мониторинг трудоустройства проводится в течение года после выпуска по основным направлениям:

¾    численность трудоустроившихся выпускников

¾    численность трудоустроившихся выпускников по профессии

¾    численность выпускников, закрепившихся на своих рабочих местах

¾    численность выпускников, вставших на учет в центры занятости населения,

позволяет сделать самые информативные выводы и определить направление работы техникума на перспективу.

Содержание портфолио, оценка занятости, востребованности выпускников, перспективы получение нового уровня образования, позволяют оценить уровень капитализации личности

shema gou spo