Версия для слабовидящих

Организация работы с родителями по здоровьесбережению детей

Ф.И.О. автора: Тарасова Мария Васильевна, учитель начальных классов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Панкрушихинская средняя общеобразовательная школа» Панкрушихинского района Алтайского края

Образовательный процесс в условиях современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-35% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна. Когда я набрала 1 класс, то просмотрела медицинские карты и обнаружила, что 6 человек из 24, т.е. 25% учащихся, имеют отклонения по зрению, 10% учащихся – другие хронические и сопутствующие заболевания. Затем, на родительском собрании, провела опросник (приложение 1) и передо мной предстала такая картина, что только 8% учащихся не имеют жалоб на свое здоровье. И уже на этапе адаптации к школе учащихся передо мной встал вопрос: Как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? В начале 1 класса психика ребенка испытывает определенную нагрузку, провела психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников, пользуясь методикой определения уровня дезадаптации, предложенный учителями Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко (жур. «Начальная школа», №8, 2005 год). По результатам обследования выделила три группы учеников:
• 11 детей, имеющих коэффициент дезадаптации от 0 до 14%,
• 8 детей, имеющих коэффициент дезадаптации от 15 до 30%,
• 6 человек, имеющих коэффициент дезадаптации более 30%, относящихся к группе риска, из них 4 нуждались в консультации психоневролога.
Поэтому тема первого родительского собрания была «Здоровье детей в наших руках». Так на вопрос анкеты «Что является залогом счастливого будущего Ваших детей?» все родители дали ответ – «Здоровье».
Семья, как высказались многие родители, оказывает влияние на формирование здорового образа жизни детей. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема здоровья детей – главная проблема родителей. Причем здоровье воспринимается ими не просто как отсутствие заболевания. Здоровье – залог счастливого будущего, основа жизни, всестороннего развития личности.
Ведущая роль в формировании ответственного отношения детей к собственному здоровью отводится родителям (об этом свидетельствуют результаты опроса). Совместно с родителями была составлена тематика родительских собраний. И результат не замедлил сказаться: интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей.

Классы Тема собрания
1. 1. Здоровье детей в наших руках
2. Адаптпция первоклассников. Трудности адаптационного периода и пути их преодоления. (С приглашением психолога школы)
2. 1. Формирование здорового образа жизни ученика младших классов (совместно с учащимися). Проведение праздника «Межпланетные олимпийские игры», имеющего цель гармонизации родительско-детских отношений.
2. Дети и телевизор.
3. 1. Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды. Театрализованное представление «Парад вредных привычек». Цель мероприятия: активизация привития полезных привычек.
2. Поговорим о здоровой и полезной пище.
4. 1. Близорукость у детей. (С приглашением врача-окулиста). Ознакомление родителей с упражнениями для здоровья глаз.
2. Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе.

Цель моей работы по здоровьесбережению детей – воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек.
Содержание: анализ проделанной работы и результатов мероприятий, организация помощи в семье с использованием различных форм и методов, перспективное планирование.
Результативность: совместная работа по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, коллективные творческие дела.
Кроме того, в своей работе я практикую такие формы, как:
• Индивидуальные консультации и беседы
• Собрания-диспуты
• Устные журналы
• Родительские лектории
• Совместные собрания вместе с детьми
• Совместные выезды на природу, экскурсии
Большую роль в работе с родителями играет наглядная агитация. Для них оформляю красочные стенды: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Внимание, витамины!», «Полноценный завтрак каждый день – залог здоровья, заряд сил и хорощего настроения». Подготавливаю сменную стендовую информацию по медицинским темам: «Ушибы», «Закаливания», «Лекарственные травы», «Естественные факторы оздоровления».

tarasova1  tarasova2

tarasova3  tarasova4

Родительский комитет разработал «Кодекс родителей», который был представлен на родительском собрании всем присутствующим. На каждом собрании раздаю памятки по проблемам воспитания и здоровья детей (приложение 2).
Большая роль в воспитании у детей потребности быть здоровыми безусловно отводится семье. Семья – это ячейка, в которой закладываются основы будущей здоровой личности. Для реализации этого родители совместно с педагогом ставят общие цели и задачи по воспитанию детей и их здоровьесбережению.

Приложение 1

tarasova5

Приложение 2

Памятка для родителей 1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка
Папы и мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее двух часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
• Приучать своего ребенка к гимнастике с как можно более раннего возраста
• Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
• Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
• Включать веселую и ритмичную музыку.
• Открывать окна и шторы для потока солнечного света и воздуха.
• Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
• Выполнять зарядку в течении 10-20 минут.
• Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
• Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
• Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые.

Памятка для родителей 2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.
• Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашних заданий.
• Общая продолжительность оздоровительной минутки – не более 3-х минут.
• Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнение для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и так далее.
• Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой для снятия напряжения. Они могут быть такими:
1) «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
2) «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
3) «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
• После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
• Если Ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим Ваш личный пример.
• Позаботьтесь о том, чтобы в Вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.
• Если Вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Памятка для родителей 3.
Уважаемые папы и мамы! Помните!
Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
• Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
• Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.
• Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
• Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
• Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
• Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
• Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
• Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
• Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
• Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему на встречу!

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
С. А. Степанова, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 128» с углубленным изучением отдельных предметов
г. Барнаула Индустриального района

Насколько правомерно употребление термина « компетентный» по отношению к ребенку? Ведь компетентность взрослого чаще всего несопоставима с уровнем компетентности ребенка, какой бы сферы научных знаний это ни касалось.
Из словаря Ожегова С.И. понятие « компетентный » принято толковать как
« знающий, осведомленный...». Когда говорим о компетентной личности, чаще всего имеем в виду человека, уже закончившего образование и ставшего авторитетным специалистом в какой-либо области.
Что является признаками компетентности и авторитетности взрослого? Не просто начитанность. Не просто знания, умения. Главное- то, что знания, умения, опыт позволяют человеку:
• делать обоснованные суждения;
• принимать самостоятельные решения;
• на основании умений, навыков, жизненного опыта выполнять практические действия, адекватные сложившейся ситуации.
Опыт самостоятельных суждений, решений, действий приходит не вдруг. На приобретение такого опыта уходят годы. Если годы дошкольного детства и годы получения начального образования не становятся временем формирования самостоятельной, думающей личности, готовой к принятию решений, но и к практической их реализации, то такая личность может уже и не состояться.
В « Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говориться о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования[51] также нацеливает на формирование ключевых компетенций - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Для формирования ключевых компетентностей учащихся начальной школы я использую учебно-методический комплект авторов Е. А. Перелыгиной, И. С. Фишмана. В комплект входят две рабочие тетради, содержащие компетентностно-ориентированные задания. Важной особенностью рабочих тетрадей является то, что их нецелесообразно использовать в рамках отдельно взятого предмета, что объясняется спецификой формируемых в процессе выполнения заданий результатов: ключевые компетентности являются надпредметным результатом образования. Поэтому я организую деятельность учащихся с использованием рабочих тетрадей на уроках окружающего мира, технологии и во внеклассной деятельности.
При разработке данного учебно-методического комплекта авторы используют определение ключевых компетентностей как «результата образования, выражающегося в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия», и выделяют три ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационную и коммуникативную компетентности.
Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что, освоив их, ученик может применять этот результат образования в других видах деятельности. Так, например, освоив деятельность по систематизации информации в рамках одной темы, мои ученики могли впоследствии перенести это сложное умение на другое содержание и систематизировать информацию в той структуре и по тем основаниям, которые адекватны другой информации. Научив их ставить цель, они могут ставить ее не только в рамках специально организованной мной деятельности, но и в любых других условиях.
Формируя каждую из трех ключевых компетентностей делю их на отдельные виды деятельности- аспекты. Так, например, информационную компетентность можно разделить на следующие аспекты: планирование информационного поиска, извлечение первичной и вторичной информации, систематизация и обработка информации. Я учу учеников работать с информацией, чтобы они знали, какая информация им нужна, где и как искать, как извлекать и систематизировать ее, как делать вывод на основе критического осмысления информации. Таким же образом на аспекты делятся и коммуникативная компетентность, и компетентность разрешения проблем.
Деление каждой из компетентностей на аспекты позволяет учителю оценить уровень сформированности ключевых компетентностей, выявив, какие из аспектов сформированы достаточно для конкретного возраста, а на освоение каких необходимо предложить ученику дополнительные упражнения. Говоря об уровнях освоения ключевых компетентностей, надо знать насколько учеником освоена деятельность в рамках того или иного аспекта. Чтобы освоить коммуникативную компетентность в аспекте «публичное выступление» на I уровне, что соответствует нормам для начальной школы, учу учеников готовить план выступления, соблюдать в выступлении нормы публичной речи и регламент, а также использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления. Если же ученик, помимо всего перечисленного, выделяет смысловые блоки своего выступления вербально(с помощью средств логической связи) и использует в выступлении наглядные материалы или невербальные средства, можно сделать вывод, что этот же аспект сформирован на II уровне (норма для основной школы), а если он плюс ко всему перечисленному еще и самостоятельно готовит наглядные материалы, использует логические и риторические приемы, то это говорит о том , что ученик освоил коммуникативную компетентность в аспекте «публичное выступление» на III уровне, что является нормой для старшей школы.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов, так как именно он позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «natural environment» («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. При этом цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнить все этапы алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель учителя (формирование ключевых компетентностей учащихся) достигается посредством создания ситуаций, в которых учащиеся реализуют проекты, и сопровождения проектной деятельности учащихся.
Важно различать проект и так называемый «учебный проект» (другие названия: «предметный проект», или псевдопроект). Учебный проект часто используют в рамках изучения школьных дисциплин. В нем отсутствует первый этап алгоритма проектной деятельности: учащийся не выполняет шагов по анализу проблемы и целеполаганию, так как получает информацию о цели своей деятельности в готовом виде от учителя. Все остальные этапы идентичны этапам реального проекта. Следовательно, учебный проект (наряду с формированием предметных и общеучебных умений) можно успешно использовать для формирования информационной и коммуникативной компетентностей и отдельных аспектов компетентности разрешения проблем. Учебный проект, применяю в начальной школе, он позволяет учащемуся научиться планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, реализуя цели и задачи, приобретая необходимые умения и осваивая аспекты компетентностей, которые позволят ему быть успешным при осуществлении реальных проектов в основной и старшей школе.
Использую тетрадь «Символика класса» для организации работы учеников над учебным проектом. Тетрадь можно условно разделить на две части. Первая общеознакомительная. Выполняя задания 1,23, ученики работают с информацией о символике государства гербе и флаге, эти задания использую на уроке окружающего мира. Задания первой части предназначены для формирования информационной компетентности и выполняются учениками индивидуально. Вторая часть - собственно учебный проект. Задания, включенные в эту часть, нацелены на формирование компетентности разрешения проблем и коммуникативной компетентности. После выполнения задания 23, организую работу учащихся в трех группах. Одна из групп работает над изготовлением герба класса (задания 24, 27-36, 38-39), вторая - над изготовлением сигнальных флажков (задания 26-39), третья -над изготовлением флага класса (задания 25, 27-36, 38-39). Задания нацелены на формирование коммуникативной компетентности и компетентности разрешения проблем, поэтому при выполнении этих заданий использую работу в группах, а также индивидуально. Последнее задание 40 выполняется индивидуально всеми учениками и нацелено на формирование компетентности разрешения проблем в аспекте «оценка собственного продвижения». Учитывая, что тематика учебного проекта пересекается с тематикой других дисциплин, поэтому часть заданий на работу с информацией выполняем на уроках курса «Окружающий мир», а часть заданий на уроках технологии. Поскольку учебный проект имеет непосредственное отношение к внеклассной работе, использую классные часы для работы с классом.
Также организую деятельность учеников по освоению ключевых компетентностей с помощью сюжетной игры. В этом мне помогает тетрадь «Победители стихий». Сюжет игры выживание во время снежной бури. Ученики в рамках работы над заданиями, конечно же, не действуют в условиях реальных стихийных бедствий, однако форма сюжетной игры позволяет поддерживать мотивацию учеников и добиваться высоких личных результатов. Другой немаловажной особенностью сюжетной игры является то, что в ее ход возможно органично включить задания на формирование компетентности разрешения проблем, в частности, задания на планирование и оценку деятельности, а также оценку продукта деятельности.
Выделяют три уровня освоения ключевых компетентностей, подразумевая, что каждый из уровней соответствует определенной ступени обучения: I уровень начальная школа, II уровень - основная школа, III уровень -старшая школа. Учебно-методический комплект для учащихся 4 классов по формированию ключевых компетентностей в основном ориентирован на освоение ключевых компетентностей на первом уровне. В таблицах дано описание аспектов ключевых компетентностей, подлежащих формированию у учащихся начальной школы. Первая колонка в таблицах содержит название аспекта компетентности, вторая подробно описывает деятельность, которую должен продемонстрировать учащийся, чтобы учитель мог сделать вывод об освоении учеником соответствующего аспекта компетентности на первой ступени обучения.

Информационная компетентность

Аспект Деятельность ученика(I уровень)
Планирование
информационного
поиска
- делит информацию на известную и неизвестную;
- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
- выделяет из представленной информации ту, которая
необходима при решении поставленной задачи;
- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам
Извлечение первичной инфориациии - проводит наблюдение/эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей
Извлечение вторичной информации - извлекает и систематизирует информацию по двум
и более заданным основаниям
(источник: 1-2 простых по составу источника, содержащих избыточную информацию)
Первичная обработка информациии - систематизирует извлеченную информацию в рамках
простой заданной структуры;
- переводит простую (односоставную) информацию
из графического представления или формализованного
(символьного) представления в текстовое и наоборот
Обработка информации - точно излагает полученную информацию;
- задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
- находит вывод и аргументы в предложенном источнике
информации

Коммуникативная компетентность

Аспект Деятельность ученика(I уровень)
Письменная коммуникация - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;
- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом (текст может включать элементы графики)
Публичное выступление - готовит план выступления;
-соблюдает нормы публичной речи и регламент;
- использует паузы для выделения смысловых блоков
своего выступления;
-работает с вопросами, заданными на уточнение
и понимание
Диалог -воспринимает основное содержание фактической/
оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии
(группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям
и действующим лицам;
- начинает и заканчивает разговор в соответствии
с нормами;
- отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии
с целью и форматом диалога
Продуктивная групповая коммуникация - ученики самостоятельно следуют заданной процедуре
группового обсуждения;
- ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы;
- ученики разъяснили свою идею или свое отношение
к идеям других членов группы

Компетентность разрешения проблем

Аспект Деятельность ученика(I уровень)
Идентификация
(определение)
проблемы
-объясняет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем;
- в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются
Целеполагание
и планирование
деятельности
- определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи
Применение
технологий
- корректно воспроизводит технологию по инструкции
Планирование
ресурсов
-называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности
Оценка
деятельности
- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности
Оценка
результата/
продукта
деятельности
- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии
продукта замыслу;
- оценивает продукт своей деятельности по заданным
критериям заданным способом
Оценка
собственного
продвижения
(рефлексия)
- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности;
- называет мотивы своих действий

Освоение ключевых компетентностей - процесс индивидуальный, и в классе могут оказаться как учащиеся, не освоившие какие-то аспекты компетентностей даже на первом уровне, так и ученики, способные освоить те или иные аспекты компетентностей на более высоком уровне. Если для первой группы детей учитель использует дополнительные формирующие задания, то учащимся второй группы необходимо предоставить возможность выполнять задания II уровня.

ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ РЕФЛЕКСИИ
КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Рожнева Яна Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 128 с УИОП»
г. Барнаул

Главная задача, которая стоит перед образованием в период перехода к новой информационной культуре, - подготовить человека, соответствующего этой культуре. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Очевидное совпадение этой цели с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова доказывает, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание. Этот факт объясняет «комфортность» перехода на ФГОС учителей, работающих по системе Л.В. Занкова. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предметным.
Особого внимания заслуживает такое познавательное универсальное учебное действие как рефлексия, так как каждый структурный элемент деятельности обеспечивается соответствующими рефлексивными действиями.
Анализируя необходимые условия для формирования рефлексии, содержащиеся в дидактической системе Л. В. Занкова, можно выделить:
а) использование чувственного эмоционального опыта ребенка
б) общую картину мира как реализацию содержательного компонента обучения
в) деятельность наблюдения как одно из направлений развития личности
г)принцип осознания школьниками процесса учения
Названный принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л.В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению ученого, необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.
Л. В. Занков не считал целесообразным противопоставлять житейские и научные понятия, предлагал опираться на чувственный эмоциональный опыт ребенка, о роли которого в воспитании и обучении говорили С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович. И даже В.В. Давыдов в последних своих выступлениях признавал, что «эмоции фундаментальней мыслительного плана, потому что на основе эмоций человек ставит перед собой всё многообразие задач, в том числе и мыслительные». Поэтому, пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, я использую следующую классификацию видов рефлексии:
1) рефлексия на эмоциональном уровне
2) рефлексия на волевом уровне
3) рефлексия на когнитивном уровне
4) рефлексия на деятельностном уровне
5) рефлексия на действенном уровне
6) рефлексия на личностном уровне
7) рефлексия на коммуникативном уровне
Все виды рефлексии в 1 четверти 1 класса являются ситуативной рефлексией, которая выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость ученика в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность ребенка соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с разнопредметными условиями. Во 2 четверти и далее появляется ретроспективная рефлексия, которая служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов. Со 2 полугодия можно включать в урок перспективную рефлексию, которая включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.
1. Рефлексия на эмоциональном уровне позволяет отследить уровень эмоциональной комфортности ребенка на уроке, который влияет на положительную мотивацию, формирует понимание ребенком собственных эмоций и эмоций окружающих для дальнейшего управления своей эмоциональной сферой. Методический прием организации такой рефлексии: «Продолжи предложение (далее используется один из возможных вариантов): Сегодня на уроке мое настроение было...; мое настроение цвета...; мне было (тепло, холодно, жарко и др.).
2. Рефлексия на волевом уровне позволяет формировать сознательное регулирование учеником своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий или поступков. Возможные варианты организации на основе того же приема: «Продолжи предложение: Сегодня на уроке мне было (легко, трудно, но я со всем справился), я все понял (не понял) и др.
3. Рефлексия на когнитивном уровне позволяет отследить осознанность приобретенного опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также - случайным, эпизодическим. Возможные варианты вопросов: «Что такое задача?», «Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи?», «Что нужно, чтобы решить данную задачу?», «Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?»
4. Рефлексия на деятельностном уровне фиксирует новое содержание, изученное на уроке, организует самооценку учеником собственной учебной деятельности, позволяет соотнести ее цель и результаты, отмечает степень их соответствия, дает возможность наметить дальнейшие цели. Возможные варианты вопросов: «Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?», «Если бы ты хотел помочь человеку, выполняющему это задание, как можно лучше это сделать, что бы ты ему посоветовал?», «Если бы ты хотел как можно больше помешать человеку, выполняющему это задание, какое бы ты ввел дополнительное условие?», «Сегодня я избежал таких ошибок...», «Когда я совершил ошибку, я:
a.________________ нашел ее и исправил
b.________________ нашел, но не знал, как исправить
c.________________ не нашел
d.________________ вообще не искал
e.________________ я не совершаю ошибок».
5. Рефлексия на действенном уровне позволяет уточнить ту систему условий (ориентиров), на которую реально опирается ученик при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Нередко ученик учитывает лишь часть объективно необходимых условий, а иногда включает лишнее действие. Этот вид рефлексии позволит сразу отсеять ненужное действие. Возможные варианты вопросов: «Что ты делал для того, чтобы....? Что тебе особенно помогло? Какие действия можно было не выполнять?»
6. Рефлексия на личностном уровне дает возможность осмысления собственного сознания и своих действий, самопознания. Это
«рефлексия в общении», которая представляет собой "сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия"http://psyera.ru/ponyatie-refleksii-i-ee-sushchnost-750.htm, рефлексия «Я»; социально-перцептивная рефлексия другого «Я»; рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия. Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими. Возможные варианты вопросов

а. Как я пришел к открытию:
f. ________________ открыл сам,
g.________________ спросил у
h.________________ списал у
i.________________ посоветовался с
j.________________ узнал при обсуждении.
б.Кто мне мешал работать:
k.________________ сосед(ка)
l.________________ сам себе,
m.________________ учитель,
n.________________ организатор,
в.Чем я помог :
o.________________ идеями,
p.________________ молчанием,
q.________________ разговорами,
r.________________ действиями,
s.________________ своим отсутствием,
t.________________ указаниями.

7. Рефлексия на коммуникативом уровне выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком, это выражается в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации. Возможные варианты вопросов:
Я догадался, что делать после:
u.________________ подсказки учителя,
v.________________ обсуждения в группе, в паре,
w.________________ разговора с ...
x.________________ самостоятельных размышлений
Сегодня, работая на уроке, я был(а)... , я помог.., мне помогли.., хочу похвалить ...., поругать..... себя за....
Данные виды рефлексии используются мной в 1 классе как в чистом виде, так и в сочетании друг с другом:

rogneva

Условия развития рефлексии.
1. Специально организованная рефлексивная деятельность учеников. Рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности и ее конечных результатов.
2. Наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции.
3. Активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности.
4. Актуализация рефлексивности ученика. Рефлексивность – есть отраженная в рефлексивной деятельности субъектность позиции ее участников. Актуализировать рефлексивность – значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной позиции, помогает посмотреть на ситуацию с позиции другого , выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней.
Рефлексия определяется как основное психическое новообразование младшего школьного возраста. Условиями рефлексивного развития младшего школьника (по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) являются:
проектируемая норма, итог начального образования — это ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого) способен, встречаясь с задачей, ответить на два вопроса: « Я могу или не могу решить эту задачу?», «Чего мне не достаёт для её решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся способен обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определённую информацию или способ действия. При этом центральным психологическим механизмом подобного поведения учащегося, является определяющая рефлексия как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю, умею и чего не знаю. Основная форма отношений - это отношения ребёнка с самим собой, отношение: "Я неумелый, незнающий — Я умелый, знающий". Учебная деятельность, приводящая к построению таких отношений, обеспечивают самоопределение и самоизменение ребёнка. Второе условие— это открытость любого ребёнка любому содержанию, которое предлагает ему взрослый, лишь бы это содержание было значимым и высокоценимым в мире взрослых. Путями формирования рефлексивных отношений внутри группы совместно работающих детей являются игры и задания, обнаруживающие разные точки зрения на одну и ту же проблему. Перед учителем стоит задача научить детей координировать вопрос и ответ, видеть в разных ответах не ошибку, а разные точки зрения, договариваться, согласовывать свои точки зрения. Все это предусмотрел, выделил и реализовал авторский коллектив в УМК с 1 по 4 классы . Названные в начале моего выступления планируемые результаты представлены по годам обучения в программе каждого учебного предмета, пути их достижения средствами предметного содержания раскрыты в соответствующих пояснительных записках.

ИЗ ОПЫТА НАБОРА ПЕРВОКЛАССНИКОВ
(ИЗУЧЕНИЕ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ ЗАНКОВА)

Исаенко Светлана Федоровна
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №8»,
г. Рубцовск

Каждые 4 года мы заново начинаем знакомство с новыми детьми и их родителями. Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы дети быстрее и легче вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а также установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем. Поэтому ещё до начала работы с классом, в сентябре, учитель должен изучить стартовые возможности будущих первоклассников, познакомиться с индивидуальными особенностями ребёнка, узнать о состоянии его здоровья, побеседовать с родителями малыша.
Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, в классе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, мешающим продвижению учащихся в их развитии. Поэтому целью моих занятий с будущими первоклассниками является не отбор детей, а, прежде всего, формирование положительной мотивации учения и создание ситуации успеха для каждого ученика.
На этих занятиях ставлю перед собой следующие задачи:
• В игровой форме познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни;
• Дать детям возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, сформировать первоначальные умения учебного сотрудничества;
• Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, а также мелкую моторику пальцев;
• Выявить особенности будущих первоклассников, определить их стартовые возможности.
Существует множество методик фронтального изучения детей, которые являются составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. Назначение таких методик заключается в следующем:
- обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
- выявить индивидуальные различия между детьми.
Показатели готовности первоклассников к обучению вшколе делятся на три группы.
Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребёнка, определению психофизиологической иинтеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой (т. е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличия у ребёнка учебных навыков, полученных до школы.
Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовое отношение ребёнка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребёнка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности последнего и цена адаптации.
В результате такого комплексного исследования получаем профиль готовности каждого ученика к обучению в школе.В нём отражены результаты, полученные при выполнении первоклассником диагностических методик, его индивидуально-личностные особенности, информация о семье, показатели здоровья и некоторые другие данные в сравнении с классом и всеми обследованными учащимися.
Изучая психологическую готовность каждого ребёнка к обучению, выделяем интеллектуальную, личностную и волевую готовность.
Интеллектуальная готовность представляет собой совокупность знаний малыша об окружающем его мире, а также уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, креативности и мелкой моторики рук.
Волевая готовность заключается в умении контролировать себя и свою деятельность, в произвольности поведения, в произвольности психических процессов, в умении планировать свою деятельность и реализовывать задуманное.
Личностная готовность проявляется в позиции школьника, в умении общаться в коллективе, в желании идти в школу, в определённом отношении к себе, к учителю, к школе.
Все эти качества группа детей демонстрирует в достаточно короткие сроки, а учителю важно зафиксировать успехи каждого ребёнка, чтобы иметь представление об уровне готовности будущих первоклассников, дать рекомендации родителям о том, над чем можно было бы ещё поработать до сентября.
Предполагаемый результат:
1 Снизится уровень тревожности, связанной со школой.
2 Дети получат первичные знания о школе и навыки совместной работы.
Занятия с детьми позволят установить:
• владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;
• интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
• развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);
• фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

Результаты работы с детьми фиксируются в таблице:
День 1

isaenko1

День 2

isaenko2

День 3

isaenko3

Таким образом, мы получаем профиль класса, откуда извлекаем контекстную информацию о различных аспектах готовности к обучению, а также об особенностях организации учебного процесса в начальной школе.
По результатам работы, оформляется таблица, демонстрирующая степень готовности каждого ученика к обучению в школе:

isaenko4

Полученные данные позволят учителю правильно выстроить образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. На основании полученных показателей можно прогнозировать образовательные успехи и поведение ребёнка, а также выделять типичные профили адаптации/дезадаптации первоклассников к учебной деятельности в образовательном учреждении.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп