Версия для слабовидящих

blinova tgСотрудники института к 80-летию АКИПКРО делятся своими воспоминаниями. О своей работе в АКИПКРО рассказала Татьяна Георгиевна Блинова, доцент кафедры естественнонаучного образования:

- Самым значимым для моего профессионального становления стал период работы в АКИПКРО в 1991 – 2008 годах в составе временного научно-исследовательского коллектива по разработке учебно-методического комплекта «Математика и конструирование 1–4» под руководством д.п.н., профессора Н.Г.Калашниковой и к.п.н, доцента Ю.А.Иванова.

Я до 1991 года работала преподавателем математики и методики преподавания математики Барнаульского государственного педагогического училища №1 и меня пригласили к участию в разработке учебного пособия нового типа для учащихся начальной школы.

В 1991 году ещё не шла так широко речь о деятельностном подходе к обучению, а мы уже пытались создать пособие, в котором ученики начальной школы учились бы ставить цели своей работы, контролировать и оценивать ее результаты, учиться в сотрудничестве, работать с учебной информацией; т.е. все то, что в 2009 году во ФГОС НОО стало называться «формированием метапредметных образовательных результатов».

В состав авторского коллектива были приглашены преподаватели педагогических училищ, педагогического института, опытные учителя школ, но все мы - выходцы из традиционной школы, и по другому учиться и учить не умели, поэтому нам необходимо было менять свое сознание, понимание сущности многих привычных вещей. Многие члены нашей группы не выдержали и отказались от работы. Я сейчас даже не вспомню фамилии всех. В памяти остались Кипарисова М.С., Сорокина В.Ф., Поддубнова С., Карманова А.А., Тарасова О., Юрданова Ю.В., Минакова И.Ю. Марии Сергеевне Кипарисовой, преподавателю Каменского педагогического училища, приходилось приезжать на встречи из другого города.

У меня был опыт обучения младших школьников математике, но работа по созданию комплекта «Математика и конструирование» далась мне с огромным трудом: приходилось отказываться от известных подходов к обучению младших школьников и выстраивать новые. Работали и в выходные, и в праздники, и летом во время отпуска; обсуждали новые идеи изучения предметных тем, формулировки заданий, проектировали тетради на печатной основе. Вспоминаю, как мы с Юрием Анатольевичем Ивановым подолгу искали варианты решения той или иной методической проблемы, продираясь через дебри научного языка. Параллельно старались найти единомышленников среди учителей начальных классов, которые включились бы в апробацию учебного пособия.

Подобралась группа учителей–энтузиастов из школ Барнаула, Новоалтайска, Камня-на-Оби и районов края, с которыми мы как авторы обсуждали содержание, методику обучения, проектировали уроки, проводили диагностику и мониторинги результатов. Кроме этого, группы учителей из Ставропольского края, Новосибирска, Смоленска включились в апробацию нашего курса «Математика и конструирование». Огромную помощь в корректировке материалов оказала учитель начальной школы Камня-на-Оби Раиса Васильевна Павленко, которая вместе со своими учениками на собственном опыте прожила, преодолела все трудности создания УМК и достигла впечатляющих образовательных результатов учащихся.

С большим удовольствием вспоминаю коллектив начальной школы ГО ЗАТО Сибирский и ее директора Тамару Арсентьевну Кулябину, с которыми я сотрудничала в 2008 – 2012 годах в рамках работы экспериментальной площадки АКИПКРО по теме «Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности в личностно-ориентированном обучении математике средствами УМК «Математика и конструирование 1-4». В тесном сотрудничестве в течение четырех лет с педагогами Храмцовой Т.Г., Толстых С.А., Бочкарь М., Тющиной В., Кулябиной Л., Мизениной Е. авторскому коллективу удалось доработать комплект из 16 тетрадей на печатной основе для учащихся и методических материалов для учителя.

Это позволило авторскому коллективу в 2009 году выиграть грант Национального фонда подготовки кадров (НФПК) в номинации «Информационные источники сложной структуры», а в 2013 году решением администрации Алтайского края авторам УМК Калашниковой Н.Г., Иванову Ю.А. (посмертно), Блиновой Т.Г. присуждено звание лауреатов премии Алтайского края в области науки и техники.

Да, было трудно, но осознание того, что мы стояли у истоков становления деятельностного подхода в образовании в Алтайском крае, что эта работа позволила мне учиться преодолевать трудности, осваивать новое, вызывает у меня чувство удовлетворения. Я благодарна судьбе, что в моей жизни случилась встреча со всеми упомянутыми мной людьми.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп