Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Преемственность дошкольного и начального образования в контексте реализации ФГОС ДО

ТЕМА: Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм)

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8020

Кто не слышал формулировку: "Окончание - это изменяемая часть слова"? Здесь я предлагаю публиковать подобные проявления искажения восприятия понятий, предположения о причинах их возникновения и предложения по способам исправления самих искажений. В контексте русского языка и литературы в средней школе.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8021

Так, например, ясно, что невозможно определить ни части речи, ни члены предложения без грамматических вопросов. А как и когда этому обучать? Проверено: это доступно дошкольнику. Хоть с игровыми приёмами, хоть без.
Так, например, ясно, что обучать "окончанию" приходится ещё до знакомства с понятиями рода, числа, падежа, лица. Когда и как дезавуировать возникновение ситуации, подобной следующей?
- Окончание - это изменяемая часть слова. Суффикс - это изменяемая часть слова.
- А в чём разница?
- Ни в чём.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8023

У вас не стараются выделить приставку, корень, суффикс и окончание буквально в каждом слове, затрудняясь лишь в тех случаях, когда в слове меньше или больше четырёх букв?
Не пытаются запомнить и не спрашивают: "А такие приставка, корень, суффикс, окончание бывают"?
Не пытаются "запоминать и писать буквы, а не морфемы"?
Не возникают проблемы с морфемным анализом, практически мгновенного выполнения которого требует орфография?
Их в принципе не должно быть, если морфемика - да что морфемика - второй/третий базовый принцип грамоты усвоен изначально (1 = 1).
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8024

Этим страдают не классы, не школы, не малые населённые пункты - страна. Посмотрите по основным сайтам с вопросами/заданиями/ответами по "русский язык в школе".
Клиенты пытаются выяснить, как отличить однокоренные слова от разных форм слова, как найти морфемы, какую букву писать "в слове", а не в морфеме, не видя разницы между ними.
- Окончание - это изменяемая часть слОва (после корня).
- Суффикс - это изменяемая часть слОва (после корня).
- Приставка - это изменяемая часть слОва (перед корнем).
"Изменяемая" - добавил.
Окончание = суффикс = приставка. С учётом чередований и прочих несообразностей = корень.
Причём корень приучены выделять сразу. А что и как нужно сделать для выделения окончания... Хотя грамота требует противоположного: "Глокая куздра"...
Но требуется найти. Оценивается результат. Что угодно наугад. И результат мы видим.
А может, так?

Отключи мозги. Выучи в обессмысленную скороговорку: "Окончание: род, число, падеж, лицо - окончание".
Глядя в запись, изо всех сил стараясь не понимать, но с гипертрофированной артикуляцией, очень строго отслеживая произношение.
Пара подходов пару дней - и язык сам рефлекторно дёргается, командуя, что нужно делать.
Приставка/суффикс - это то, что изменилось при объяснении, почему так слово названо.
На каком бы уровне вы ни работали. Звуки - значит, звуки. Буквы - значит, буквы.
Не удалось объяснить - это корень.
Необъяснимая по происхождению, непонятная часть слова, хотя и со значением, то есть не однокоренным.

Есть одноприставочные, однокоренные, односуффиксные и одноокончательные.
И одинаковое должно быть одинаковым (1 = 1).
Значит, одинаковое проверяй одинаковым (1 = 1).
По базовому принципу гласных и согласных. Кому удобно - и полугласных.
Предлоги/приставки - предлогами/приставками, корни - корнями, суффиксы - суффиксами, окончания - окончаниями (а зачем ещё нам части речи и склонения?).
А исключения из этого и есть так называемые правила. Количество которых можно сократить.
1 = 1 вообще универсальный принцип. Важный для любого уровня, для любого материала, учебной дисциплины, в общении. Без него другие теряют эффективность.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8043

Возможные пути исправления ситуации.

1. Утверждение закона 1 = 1 (одинаковое должно быть одинаковым).
Примечание: этому закону противостоит другой, но частный: одинаковое не должно быть одинаковым. Но он используется только в стилистике и в художественной речи. К нему можно приступать только на фоне закона 1 = 1.

Одинаковые буквы должны быть одинаковыми, одинаковые морфемы должны быть одинаковыми, одинаковые словоформы должны быть одинаковыми, одинаковые слова должны быть одинаковыми, одинаковые запятые... Ну, et cetera.

И будет вам счастье. Да и детям тоже.
Вы будете затрачивать неимоверно меньше времени на проверку тетрадей. Не поверите, но читая руками, я просто слегка замедленно перелистываю книгу. Когда работаю, а не для удовольствия. Но для удовольствия обычно я руками и не читаю. Как и тетрадь с легко узнаваемыми буквами.
В освободившееся время все будут радоваться жизни.

2. Перестать врать.

Если не сформированы действия, то не сформированы и понятия. Ибо "дас ист" (это есть), кажется, "эндлих", то есть одно и то же.

Если вы знаете, что "окончание - это форма слова, а форма слова - это наличие/отсутствие рода, числа, падежа, лица, то есть род, число, падеж, лицо или их отсутствие" (бред правильный) или что "окончание: род, число, падеж, лицо - окончание" (бред эффективный), то до того как хотя бы что-нибудь из этого не будет усвоено пациентом, вводить в его активный лексический запас это слово - заведомая подлость. По отношению как к себе, так и к следующему учителю. Но главное - к самому пока ещё здоровому пациенту.

Изменяемая часть слова - это морфема. Ну, так и говори: "Морфема". А то потом практически почти никто не может их, эти морфемы, перечислить. Потому что не усвоили, не понимают, не знают, почти не слышат этого слова. Несмотря на то, что оно - фундамент для морфем, то есть далеко не только орфографии. Приставок, корней, суффиксов, окончаний.
А ему, пациенту, какая разница, какой бред запоминать? Для него все эти термины суть "дас ист фантастиш". Причём чем непонятнее происхождение слова, тем быстрее и точнее формируется понятие/действия, закреплённ(о/ы)е за ним. Ибо нет сторонних ассоциаций. А то "окончание"... "Конец слова" - и ёжику понятно. А то, что окончаний может быть несколько... А то, что сколько там букв, да и есть ли они... Ну, да: переучим. "Фигушки: я - плотоядное" ("В стране не выученных уроков"). Дети быстро понимают, что их дурят. Сначала заставляют зубрить бред. Потом его заменять другим. Потому третьим. Концентрическая система образования, так сказать.
Так что вводи слово "окончание", когда на самом деле об окончании начинаешь говорить. А до этого - "морфема". Как изменяемая часть слова. При изменении чего угодно с сохранением хоть какой-то смысловой связи. Включил род - появилась база для слова "окончание". Так что года 2 для утверждения более важного понятия "морфема" - за глаза.

Впрочем, упаси кого вмешаться в методологию своей начальной школы. Это пока ещё самое сильное звено нашей школы. Это я так, просто со стороны, чтобы коллеги подумали не где/когда, а какой именно сбой у ребёнка мог произойти. И обязательно ознакомились с не только программами начальной школы, но и с её методами и приёмами. Что-то - для понимания, что-то - для перенять, что-то - для обезвредить.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8044

Но это и площадка для совместных экспериментов (по согласию!).
Например, чтобы опробовать возвращение нормального разбора предложений на члены. Во второй половине последнего века прошлого тысячелетия "Радионяня" минут пятнадцать потратила с песнями, со стихами, с прихлопми и притопами на то, чтобы вколотить в дубовые - не чета нынешним - головы, что разбор предложений просто необходимо начинать со сказуемых. Не рассусоливая, что без сказуемого предложения нет, как нет слова без корня, как нет человека без скелета. А без подлежащего - навалом. Впрочем, даже не это главное. Главное, что медным тазом вся грамматика. И прочее.
Попробуйте - будет интересно.
И выгодно.

Кстати, как только найдёте сказуемое, сразу задавайте вопрос "кто/что". Потом напрочь о нём забывайте и запрещайте его себе. Чтобы рефлекторно отличать, "что как подчёркивать", то есть подлежащее от дополнения.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8047

Здесь ветка закрывается.
Её материал и она сама включены в
"Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС
Категория: Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе
Тема начата от Вальбрит Людмила Карловна".
Прошу прощения: навигационный аспект.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп