Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Преемственность дошкольного и начального образования в контексте реализации ФГОС ДО

ТЕМА: Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм)

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8020

Кто не слышал формулировку: "Окончание - это изменяемая часть слова"? Здесь я предлагаю публиковать подобные проявления искажения восприятия понятий, предположения о причинах их возникновения и предложения по способам исправления самих искажений. В контексте русского языка и литературы в средней школе.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8021

Так, например, ясно, что невозможно определить ни части речи, ни члены предложения без грамматических вопросов. А как и когда этому обучать? Проверено: это доступно дошкольнику. Хоть с игровыми приёмами, хоть без.
Так, например, ясно, что обучать "окончанию" приходится ещё до знакомства с понятиями рода, числа, падежа, лица. Когда и как дезавуировать возникновение ситуации, подобной следующей?
- Окончание - это изменяемая часть слова. Суффикс - это изменяемая часть слова.
- А в чём разница?
- Ни в чём.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8023

У вас не стараются выделить приставку, корень, суффикс и окончание буквально в каждом слове, затрудняясь лишь в тех случаях, когда в слове меньше или больше четырёх букв?
Не пытаются запомнить и не спрашивают: "А такие приставка, корень, суффикс, окончание бывают"?
Не пытаются "запоминать и писать буквы, а не морфемы"?
Не возникают проблемы с морфемным анализом, практически мгновенного выполнения которого требует орфография?
Их в принципе не должно быть, если морфемика - да что морфемика - второй/третий базовый принцип грамоты усвоен изначально (1 = 1).
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8024

Этим страдают не классы, не школы, не малые населённые пункты - страна. Посмотрите по основным сайтам с вопросами/заданиями/ответами по "русский язык в школе".
Клиенты пытаются выяснить, как отличить однокоренные слова от разных форм слова, как найти морфемы, какую букву писать "в слове", а не в морфеме, не видя разницы между ними.
- Окончание - это изменяемая часть слОва (после корня).
- Суффикс - это изменяемая часть слОва (после корня).
- Приставка - это изменяемая часть слОва (перед корнем).
"Изменяемая" - добавил.
Окончание = суффикс = приставка. С учётом чередований и прочих несообразностей = корень.
Причём корень приучены выделять сразу. А что и как нужно сделать для выделения окончания... Хотя грамота требует противоположного: "Глокая куздра"...
Но требуется найти. Оценивается результат. Что угодно наугад. И результат мы видим.
А может, так?

Отключи мозги. Выучи в обессмысленную скороговорку: "Окончание: род, число, падеж, лицо - окончание".
Глядя в запись, изо всех сил стараясь не понимать, но с гипертрофированной артикуляцией, очень строго отслеживая произношение.
Пара подходов пару дней - и язык сам рефлекторно дёргается, командуя, что нужно делать.
Приставка/суффикс - это то, что изменилось при объяснении, почему так слово названо.
На каком бы уровне вы ни работали. Звуки - значит, звуки. Буквы - значит, буквы.
Не удалось объяснить - это корень.
Необъяснимая по происхождению, непонятная часть слова, хотя и со значением, то есть не однокоренным.

Есть одноприставочные, однокоренные, односуффиксные и одноокончательные.
И одинаковое должно быть одинаковым (1 = 1).
Значит, одинаковое проверяй одинаковым (1 = 1).
По базовому принципу гласных и согласных. Кому удобно - и полугласных.
Предлоги/приставки - предлогами/приставками, корни - корнями, суффиксы - суффиксами, окончания - окончаниями (а зачем ещё нам части речи и склонения?).
А исключения из этого и есть так называемые правила. Количество которых можно сократить.
1 = 1 вообще универсальный принцип. Важный для любого уровня, для любого материала, учебной дисциплины, в общении. Без него другие теряют эффективность.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8043

Возможные пути исправления ситуации.

1. Утверждение закона 1 = 1 (одинаковое должно быть одинаковым).
Примечание: этому закону противостоит другой, но частный: одинаковое не должно быть одинаковым. Но он используется только в стилистике и в художественной речи. К нему можно приступать только на фоне закона 1 = 1.

Одинаковые буквы должны быть одинаковыми, одинаковые морфемы должны быть одинаковыми, одинаковые словоформы должны быть одинаковыми, одинаковые слова должны быть одинаковыми, одинаковые запятые... Ну, et cetera.

И будет вам счастье. Да и детям тоже.
Вы будете затрачивать неимоверно меньше времени на проверку тетрадей. Не поверите, но читая руками, я просто слегка замедленно перелистываю книгу. Когда работаю, а не для удовольствия. Но для удовольствия обычно я руками и не читаю. Как и тетрадь с легко узнаваемыми буквами.
В освободившееся время все будут радоваться жизни.

2. Перестать врать.

Если не сформированы действия, то не сформированы и понятия. Ибо "дас ист" (это есть), кажется, "эндлих", то есть одно и то же.

Если вы знаете, что "окончание - это форма слова, а форма слова - это наличие/отсутствие рода, числа, падежа, лица, то есть род, число, падеж, лицо или их отсутствие" (бред правильный) или что "окончание: род, число, падеж, лицо - окончание" (бред эффективный), то до того как хотя бы что-нибудь из этого не будет усвоено пациентом, вводить в его активный лексический запас это слово - заведомая подлость. По отношению как к себе, так и к следующему учителю. Но главное - к самому пока ещё здоровому пациенту.

Изменяемая часть слова - это морфема. Ну, так и говори: "Морфема". А то потом практически почти никто не может их, эти морфемы, перечислить. Потому что не усвоили, не понимают, не знают, почти не слышат этого слова. Несмотря на то, что оно - фундамент для морфем, то есть далеко не только орфографии. Приставок, корней, суффиксов, окончаний.
А ему, пациенту, какая разница, какой бред запоминать? Для него все эти термины суть "дас ист фантастиш". Причём чем непонятнее происхождение слова, тем быстрее и точнее формируется понятие/действия, закреплённ(о/ы)е за ним. Ибо нет сторонних ассоциаций. А то "окончание"... "Конец слова" - и ёжику понятно. А то, что окончаний может быть несколько... А то, что сколько там букв, да и есть ли они... Ну, да: переучим. "Фигушки: я - плотоядное" ("В стране не выученных уроков"). Дети быстро понимают, что их дурят. Сначала заставляют зубрить бред. Потом его заменять другим. Потому третьим. Концентрическая система образования, так сказать.
Так что вводи слово "окончание", когда на самом деле об окончании начинаешь говорить. А до этого - "морфема". Как изменяемая часть слова. При изменении чего угодно с сохранением хоть какой-то смысловой связи. Включил род - появилась база для слова "окончание". Так что года 2 для утверждения более важного понятия "морфема" - за глаза.

Впрочем, упаси кого вмешаться в методологию своей начальной школы. Это пока ещё самое сильное звено нашей школы. Это я так, просто со стороны, чтобы коллеги подумали не где/когда, а какой именно сбой у ребёнка мог произойти. И обязательно ознакомились с не только программами начальной школы, но и с её методами и приёмами. Что-то - для понимания, что-то - для перенять, что-то - для обезвредить.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8044

Но это и площадка для совместных экспериментов (по согласию!).
Например, чтобы опробовать возвращение нормального разбора предложений на члены. Во второй половине последнего века прошлого тысячелетия "Радионяня" минут пятнадцать потратила с песнями, со стихами, с прихлопми и притопами на то, чтобы вколотить в дубовые - не чета нынешним - головы, что разбор предложений просто необходимо начинать со сказуемых. Не рассусоливая, что без сказуемого предложения нет, как нет слова без корня, как нет человека без скелета. А без подлежащего - навалом. Впрочем, даже не это главное. Главное, что медным тазом вся грамматика. И прочее.
Попробуйте - будет интересно.
И выгодно.

Кстати, как только найдёте сказуемое, сразу задавайте вопрос "кто/что". Потом напрочь о нём забывайте и запрещайте его себе. Чтобы рефлекторно отличать, "что как подчёркивать", то есть подлежащее от дополнения.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8047

Здесь ветка закрывается.
Её материал и она сама включены в
"Методический ликбез для учителей русского языка и литературы, начинающих работать по ФГОС
Категория: Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе
Тема начата от Вальбрит Людмила Карловна".
Прошу прощения: навигационный аспект.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8392

И всё-таки придётся продолжить эту тему отдельно. Не всё во ФГОС - маразм. Он в них входит бюрократически как часть. Слишком многое уничтожающая. А сами по себе идея и механизмы ФГОС - машина эффективная. В силу инерции государственного механизма.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8393

Так, например, из заданий ОГЭ (1) и ВПР (2).

1. "Из предложений 19 - 22 выпишите слово, в котором правописание СУФФИКСА определяется правилом: "В прилагательных, образованных от существительных на -Н, пишется НН".
Ну, и что делать бедному студенту в поисках сочетания ННН в несуществующем "слове"?
Если он ужЕ приучен писАть поморфемно.

2. "Укажите слово, в котором написание корня определяется наличием после него буквы А" (лаг/лож, а не Е/И).
Ну, и что делать бедному студенту, если он ужЕ усвоил более эффективный способ "лаг/лож"?

И теперь приходится планировать ещё и этапы обучения птичьему языку громоздких неэффективных формулировок, препятствующих усвоению грамоты.
НО ТОЛЬКО ПОСЛЕ обучения ей!
Благо, что время сэкономлено.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8397

Рефлекторная схема грамоты

Одинаковое пишем одинаково.

Есть звуко-буквы сильные и слабые.
Сильные - звук=буква.

Сильные - полугласные.
Выучи в обессмысленную скороговорку: "Полугласные: Л, М, Н, Р; Й, [В] - полугласные". Эти звуко-буквы и те, что перед ними, пишем так же, как и слышим.
ПРОИЗНОСИ, ВСЛУШИВАЙСЯ - "ПИШИ" = РИСУЙ.

Сильные гласные = ударные.
Ударный звук в 3 раза длиннее безударного.
Тренируй плавное, "музыкальное" произношение, именно артикуляцию больше, чем дикцию.
Выучи в обессмысленную скороговорку: "Буквы гласных: И, Э, А, О, У, Ы; Е, Ё, Ю, Я - буквы гласных". Это упражнение как раз очень эффективно для обработки артикуляции.

Если не гласный - согласный.
Сильный согласный - если дальше (полу)гласный.

Следующая ступень - не морфема, как хотелось бы, а часть речи: без второго нет первого.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Абзац.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8398

Нет деятельности "вообще", как нет "работы". Есть лишь копание ямы или выбор буквы в морфеме.
Так что "деятельность" - это последовательность действий, обусловленных задачей.
Укладывающаяся в алгоритм.
Если в опциях Word поставить галочку напротив "Проверять все правила", то обнаружится и подчёркивание трудно произносимых сочетаний (4 и более согласных).
В каждой из "деятельностей" есть наборы действий. Алгоритмы. В них - общие необходимые стартовые. В каждом наборе к ним добавляются частные.
Но эти частные тоже доступны обобщению.
Таким образом можно упростить и сократить количество так называемых правил и способов и приёмов и время обучения официальной школьной грамоте, если понимать под ней способы и приёмы письмА / чтения.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Стиль.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8399

Например, не вызывает у детей затруднений (разве что интерес и удивление, способствующие усвоению понятий соответствующих уровней) уточнение понятия нулевой единицы (обычно они слышали лишь о нулевом окончании, не вполне понимая его сути), распространение его на все уровни языка. Нулевой звук, нулевая буква, нулевой корень (приставки найти не удалось), суффикс, часть речи (чем не модальные?), член(ы) предложения. В условиях сплошного письмА снимаются некоторые орфографические проблемы (беглость, различение частей речи), тире (уточняется ещё и временнАя суть сказуемого), уточняются и разграничиваются грмамматические и смысловые члены предложения - здесь и "односоставные"; нулевая часть текста... Впрочем, это впереди.
Тут же и эмоционально-образное отличие графики букв "ы/и" от "о/е" - сразу несколько правил.
Обмылок легко выскальзывает - крючки же цепляются. Хоть в спряжении, хоть с "ва", да и между корнями легче втискивается.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Грамматика.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8400

Много сил и времени занимает запоминание букв и формулировок вместо обучения действиям и владению собственными органами. И потом это очень трудно "затереть". При этом многое даётся и научно, и физиологически противоестественно. Например, и без того естественное по ощущениям, но жестоко целенаправленное объединение в самые нежные годы понятий "живой" и - "одушевлённый". Не было бы в том беды, если б только потОм с пОтом и кровью не приходилось бы в конце концов, увы, безуспешно пытаться их развести (и кому это надо, и, главное, зачем?). В языке это изолированные и теперь ужЕ противоестественные явления/словА вроде "кукол" и "мертвецов". Тут уж или, или, или. Или научить самих методологов различать то и другое. То есть одному из элементов лингвистики. Или задействовать социопсихологов, чтобы защитить более нормальных от идиотов от методологии. Или вообще отказаться от вредоносной вивисекции в массшколе. То есть вычеркнуть понятие практически ненужного понятия/термина одушевлённости вообще из базовой школьной программы. Как это произошло с залогом. От которого ни язык, ни школьная программа не смогла отказаться (язык-то и, соответственно, грамматика всё-таки русские, а ему по барабану сиюминутные политические расклады). И с мертворожденными частями речи - причастие и деепричастие.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8405

"Деятельность"...
Это - действия, а не словеса.
Если ты не уважаешь ни себя, ни ребёнка в реальных действиях, а продолжаешь говорить, говорить, гворить ("А Васька слушает да ест", - КрылОв)...
Мятую, грязную, неправильно надписанную тетрадь, из чёрт знает откуда вытащенный обрывок тетрадного листа не бери. В рУки. Демонстрируй вполне естественную брезгливость.
Ты. Обучаешь. Деятельности.
В ней, в этом, и коммуникативные, и универсальные, и предметные знания, умения, навыки (по-старому. Хоть цветочком назови) - действия.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8403

Что мы здесь наблюдаем?
Вместо игры "Угадай название мелодии, которой ты никогда не слышал" даны вполне конкретные действия.
Произноси словА, следя за языком, - при совпадении тычь пальцем.
Всё.
Элементарный алгоритм: да - нет, 0 - 1, минус - плюс.
Программирование.
Словом в его мускульно-зрительно-акустических выражениях.

Известно, что виды памяти у разных разные.
Здесь - все.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Ударение.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8419

Части речи и члены предложения: см. файлы.
Дополнительно
Определение частей речи как действие базируется на подборе грамматических вопросов к словам.
Формулировки в учебниках вбивают неразличение частей речи и членов предложения.
Значения есть лексические и грамматические.
"Глагол обозначает действие". Например, "бег", "бегущий", "бегая", "беговой", "бегОм"...
"В предложении служит сказуемым". Например, "Жить - бежать", "Иду пить", "Задача веселить - моя задача"...
Всё-таки лексическое значение не грамматическое.
Всё-таки часть речи не член предложения.
Организация упражнений не должна допускать безразличной проверки усвоения разнородных понятий=действий.
Поэтому одно предложение - части речи, другое - члены предложения, третье - морфемы.
Поэтому и письмо/чтение/разбор должны быть сплошными, без адаптации.
Если обучать языку, а не упражнениям.
Вложения:
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8439

cloud.mail.ru/public/4xgZ/uWbTcaZpn
Части речи.
Цикл из 15 обучающих тестов.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8407

Из птичьих реплик
Выполните морфологический разбор.
Выполните морфемный разбор.
При этом ОДНА И ТА ЖЕ форманта "морф" ЧУЖОГО языка = "форм" НОРМАЛЬНЫМИ людьми воспринимается ДАЖЕ БЕЗ ПОНИМАНИЯ, ДА И С ПОНИМАНИЕМ, КАК ОДНО И ТО ЖЕ, то есть не по-птичьи и логически, а по-русски - ОДИНАКОВО.
И редкие из бедных младюкОв пытаются мучить себя в стремлении хотя бы тупо запомнить, как одно отличить от другого...

Не проще ли "морфемный" разбор и "как часть речи"?..

Нынешние восьмиклассники не первый год хвастают перед теперь семиклассниками, что, мол, будут продолжать читать "старые", лет 10, "нормальные" учебники, а тем придётся "учиться" будто бы русскому якобы по-русскому на более кАковых, то есть "новых"...

А нормы оценивания?..
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Орфография.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8421

Скороговорки
Окончание: род, число, падеж, лицо - окончание. (Время).
Местоимения рода: он, она, оно - местоимения рода. (+ косвенные).
Местоимения числА: я, мы; ты, вы; он (а/о), они - местоимения числА.
Местоимения лицА: я, мы; ты, вы; он (а/о), они - местоимения лицА.
Меняй род, число, падеж, лицо: что меняется - окончание.
Меняй время: что меняется - сказуемое.
Падеж (сущ.): вопросы пАрами вызубри в скороговорку.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8422

Почему слово так названо?
Что такое?
ПРИ ПОМОЩИ ОДНОКОРЕННОГО.
Забавно: объяснять, что значит "однокоренное" себе дороже, почти идиотизм.
Не забавно: единственное, что ищут в словоформе - корень.
Не забавно - как: глаза в потолок, палец в ноздрю - и ждут.
Впрочем, это основной способ действия.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8423

Первое, что следует искать, - это окончание.
Если его нет (неизменяемые, так сказать, части речи, запоминать которые вредно), его - нет.
"Окончание: род, число, падеж, лицо (время) - окончание".
Остальное - прочее (приставка и суффикс, но только не корень: корень - необъяснимая морфема: чо то е? - Не знаю. - Корень).
Всё, что меняется при объяснении, почему это слово так названо=однокоренными, - приставки (до) и суффиксы (после).
Одна из проблем - слишком многие не различают "до" и "после".
Тогда нужно направить усилия на устранение этого пробела: слева, справа, верх, вверх, низ, вниз, внизу, снизу и т. д.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8426

Не пытающиеся мыслить системно просто следуют указаниям. Положено давать то-то и то-то - надо давать то-то и то-то. Положено крыть в этом сезоне - надо крыть. Не проверяя, есть ли хотя бы котлован для фундамента.
Базовые словА/понятия: ДО и ПОСЛЕ, СЛЕВА и СПРАВА, СНИЗУ и СВЕРХУ, ВПЕРЁД и НАЗАД, К и ОТ...

Железобетон без арматуры - бетон. Вафельный торт без вафли - крем. Формулировка без понимания - сотрясение воздуха. Слово без образов и движения не слово. Песня на непонятном языке - музыка. Египетский иероглиф - картинка. Арабское письмо - узор.

Обычно ищут сначала и сразу корень. Так как не умеют этого делать - сравнивают с известными. По буквам. Менее обычно - по смыслу. Основной критерий - бывает или нет (видел, слышал, законно, одобрено, сказали). Но только не логика операций, не действие.

Приставки ПА не бывает. Падубы, пасынок, падчерица... Приставки ПРА не бывает. Пращур, праотец, праславянский... Приставки СУ не бывает. Супесь...

Да и вообще, что такое "бывает"? Это не логика. Это не действие. Это - глупость.

Корень - это осадок. То, что остаётся в результате. То, чего ты не можешь объяснить более коротким однокоренным. Это бессмыслица. Необъяснимая неизменяемая в однокоренных (смысл) часть слова - корень.
Почему это слово так названо? Не знаю. Значит, это корень.

Почему ПОДОКОННИК - ПОДОКОННИК? Потому что ПОД ОКНОМ. ПОД упало? Да. Значит, приставка. Почему ОКНО - ОКНО? Не знаю. Значит, ОКН - корень (ОКН-О, ОКН-А: род, число, падеж, лицо - окончание; а О/Е - беглый гласный).

Методика ориентирует на поиск корней в первую очередь. Не в последнюю. На нахождение окончания - во вторую. Приставки - в третью. И в осадке - суффикс. Кстати, поэтому основная проблема - с суффиксами. При этом единственный способ определения - "бывает или нет". А не действие. И уж конечно, не алгоритм.

В лучшем случае - поиск морфем, а не разбор и конструирование слов в процессе слушания, чтения, письмА.

Не важно, правильно или нет проведены морфемные границы. Важен процесс, действие. Осмысление.

Так выявляются фонемы, а проще - буквы.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8427

Забавно. Основной вал ошибок приходится именно на базовое правило. А ведь это более 90 % написаний. То есть вместо 40 ошибок в диктанте - 4.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8424

Искусственно созданная проблема - как научить(ся) "грамотно" писАть.
Учебники по ВСЕМ дисциплинам с каждым новым изданием хуже.
Теперь "оказалось", что нужны единые...
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Стиль.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8430

Скороговорка
Морфема: приставка, корень, суффикс, окончание - морфема.
Многие убеждены, что в слове обязательно должны быть все морфемы. И теряются, встречая слово из трёх букв. Именно букв: для них морфемы - это буквы. Ведь именно буквы их заставляют обозначать и проверяют.
Многие из них убеждены, что морфемы - это слоги. И теряются, встречая слово с менее чем четырьмя слогами.
Многие не поймут, когда их попросят выделить морфемы. Для них это непонятное звукосочетание. То есть не слово.
Поэтому
Морфема: приставка, корень, суффикс, окончание - морфема.
Окончание: род, число, падеж, число, лицо - окончание.
Лучше бы, конечно, "флексия". Но ведь и это тоже спорно.
Морфемы нам нужны не для контрольных работ. Они необходимы практически.
Правописание приставок, корней, суффиксов и окончаний. Это - база.
Для приставок и корней часть речи - где-то как-то. Для суффиксов и окончаний - важно.
Поэтому сначала части речи - потом морфемы.
И лишь после - орфография (до этого - почерк и запрет на Я, Ю, Ы после шипящих - графика).
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8431

Базовое правило
Непонят(н)ое не слово. Непонят(н)ое не пытаться "писАть". Непонят(н)ое можно рисовать.
Рисуем буквы - прописи. Смысл один - подражание.
Сколько вопросов, столько слов. Чем больше вопросов, тем больше слов. Не получается больше вопросов - не получается больше слов.
Поставь в именительный падеж (кто/что). Не получилось - пиши слитно.
Получилось, при этом что-то в начале отпало - предлог - пиши отдельно.
Есть исключения? Целые классы (многие наречия, предлоги, союзы). Но их функционально мало.
К предлогам многие могут задать вопрос наречия. С ними достаточно поработать пару дней отдельно.
От предлогов очень многие могут задать вопрос падежа. Это естественно. И необходимо.
С теми, кто (не) сразу (не) смог, достаточно поработать в щадящем режиме пару недель без перерыва.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8432

Рисуешь знаки приставки, корня, суффикса и окончания.
И по 2 стрелки от них.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8433

Рисуешь знаки приставки, корня, суффикса и окончания.
Рисуешь 2 стрелки от приставки.
Над ними рисуешь знаками же "приставка равно предлог" и "приставка не равно предлог в скобках именительный падеж".
По ним - многоточие и через слэш З и С (1) и ПРЕ больше, чем ПРИ.
Затем тренируешь артикуляцию и дикцию для 1 и движение рук для 2.
Как обычно (2 в урок), проводишь прыгалки на орфоэпию и грамматику.
Вложения:
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8434

Если не заморачиваться, то между приставками, предлогами и частицей "не" нет разницы. Это свидетельствует и практика. Ведь единственное, что для большинства важно, и только в условиях контроля грамоты, - это слитность-раздельность. Для большинства бессмысленная. То есть на самом деле не для русскоязычной элиты это уже традиционное, а не смысловое обозначение.
Поэтому буквы приставок проверяй буквами предлогов. А буквы предлогов - буквами приставок. Это и исторически, и практически правильно.
В именительном падеже предлогов нет.
От предлога возможен вопрос.
Перед глаголами предлогов нет.
С наречиями проблема.

И главное: бессмыслица не письмо.
Нет слов "смыслица", "вежда", "нять". Есть - "бессмыслица", "невежда" и "понять".
Серьёзный грех - формулировка: "Если слово без "не" не употребляется"... Если не употребляется, то его - нет.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8438

cloud.mail.ru/public/4j84/gfDVHo54k
Корни с чередованием. Цикл из 15 обучающих тестов.
"Вбить в мышцы уха, горла, рук и глаз"...
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8446

Что такое тест?
В нынешнем значении - проверка.
На деле - и да, и нет.
1. Есть тест для самопроверки, когда допустивший "ошибку" (нарушающий один из элементарных алгоритмов) тут же получает правильный ответ, им не осмысленный, и продолжает "тестирование", не задумываясь ни о чём.
Смысл?..
Это - бяка.
Ну, "ошибся" = "нажал по барабану". Ну, получил якобы правильный ответ. Ну, получил следующее якобы задание...
Ну, "ошибся" = "нажал по барабану". Ну, получил якобы правильный ответ. Ну, получил следующее якобы задание...
Ну, "ошибся" = "нажал по барабану". Ну, получил якобы правильный ответ. Ну, получил следующее якобы задание...
И - снова да ладОм.
То есть то же с тем же результатом.
Что-нибудь изменилось в его поступках/действиях/сознании?..
Бздынь.
Правда, если привлечь к этому развлекаж из СТАТИЧНЫХ рисунков с ЖЁСТКО заложенным алгоритмом, то какой-то минимум эффективности здесь можно заложить...
В начале... То есть до не более, чем на пять циклов...
Правда, НОРМАЛЬНЫЙ пед. вряд ли поручится, что пациент реагирует при этом на символы вроде римских или арабских цифр/чисел, а не на картинки вроде черепашек, зонтиков, солнышек или пиратского флага (уметь читать=понимать-то при этом совсем необязательно).
Есть понятия = действия и есть представления = картинки.
Чего изволите?..
2. Есть тест для самопроверки, когда допустивший НЕСКОЛЬКО РАЗНЫХ "ошибок" (неправильных действий в разных алгоритмах) получает ПРОСТО "балл", никак ничем не корректирующий его неправильные действия.
Если при этом пациенту после или пусть даже параллельно предоставляется возможность увидеть правильно обоснованные ответы или даже сами обоснования, это положительно ни на что не влияет (скорее, наоборот). И это уже - хуже предыдущего...
Бздынь, бздынь, бздынь...
3. Есть тест...
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8447

Есть тест контрольный.
Понаотвечал - получи.
Если при этом даже получаешь рекомендации - "бобик уже сдох".
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8448

Есть тест контрольно-обучающий.
Контрольный потому, что выставляет отметку.
Обучающий потому, что при регистрации неправильного результата отправляет к правилу И К УПРАЖНЕНИЮ ДЛЯ ЕГО УСВОЕНИЯ.
Его более высокий уровень - предоставление возможности пройти регенеративные этапы: достаточно "2" - получи, достаточно "3" - получи, достаточно...
При желании можно подняться от "2", образумившись, до "5".
При этом усваивается алгоритм ("понятие").
А не "словоформа" или "буква в слове" ("представление").
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8449

Есть тест якобы обучающий.
Это когда ты что-то отвечаешь, а тебе просто говорят: "Ты бяка".
Или говорят: "Ты бяка, посмотри, как должно было быть нарисовано".
Или даже прелагают объяснение, почему именно это должно быть именно таким.
Причём это объяснение ты уже лет 10 слышал / видел.
Но даже и не пытался понять.
Тебе просто приятно тыкать мышкой (брякать языком невпопад) наугад.
Это тест якобы обучающий.
Ну, или просто языка объяснения не понимал и отправил это вместе с желанием к стае аистов.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8450

И есть тест, исполненный "глаголами" ("движение", "действие", "поступок").
Есть изменение во времени - есть событие, движение. Нет - нет.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8451

Из принципов построения алгоритмов, схем и мнемограмм
1. Если нужно выбирать из двух, необходимо запоминать один. Если нужно выбирать из трёх, необходимо запоминать два.
2. Сочетай чётность и нечётность
Из сочинительных = горизонтальных = параллельных связей лучше запоминается деление на 2 и нечётные грозди 3, 5, 7.
Если не связанных последовательной связью элементов больше этого - дели и сочетай.
Подчинительные = вертикальные связи проблем не создают при минимуме характеристик.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8452

Пример
Официально базовых - два спряжения: первое и второе.
То есть - одно: "второе".
На зачем запоминать оба, когда вопрос в выборе одной из двух букв? Достаточно второго.
Почему именно второго?
Во-первых, его запомнить проще: буква И сохраняется. У неё два крючка, она ими за другие цепляется (мнемоника). Во-вторых, "оно" похоже и на римскую II. и на И (мнемоника).
А вот Е замещает собой любые остальные буквы.
Значит, если не И, то Е.
А выбор У или А решается по "закону первого крика": дитя УА кричит, а не АУ.
Причём смысла в склонении уже нет.
Итак, что такое склонение? - Буква И.
Чтобы удовлетворить промежуточный контроль, пусть будет "второе".
Всё остальное - Е.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8453

Разминка
Е-м Е-дим ЕД-у ЕД-ем
Е-шь Е-дите ЕД- ешь ЕД-ете
Е-ст Е-дят ЕД-ет ЕД-ут
Окончания - ?..
:))
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Методологический маразм (категорию сменить не смог - просто: методологический маразм) #8461

"Увы, самостоятельно не получится: язык усваивается, от рождения не дан и логика в нём начинается лишь по бездумном усвоении чужих рефлексов.
Этапы:
1. Грамматические вопросы.
2. Установление связей ВОПРОС - ЧАСТЬ РЕЧИ, ВОПРОС - ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ и МОРФЕМНАЯ логика.
Эти этапы без сторонней помощи не взять.
И лишь после этого можно идти в самостоятельный поиск. И тогда Вам Розенталь - брокгауз".
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп