Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Новая школа: какая она?

Новая школа: какая она? #8425

Наша школа: взгляд учителя физики
Давайте рассмотрим востребованность профессий, которые по мнению аналитиков будут актуальны через 10-15 лет: специалист по созданию искусственных органов, фермеры, работающие с генными технологиями, специалист по увеличению памяти, космические пилоты и архитекторы, специалисты по работе с информацией и т.п.
Названия звучат, как профессии из фантастического фильма, из далёкого будущего… или близкого?
Человеку свойственно относиться с опаской, недоверием к тому, что ему непонятно. Так возводятся психологические барьеры: «… я это не смогу, это сложно, мне нравится лежать на диване…».
Значит наша задача показать ребёнку, человеку будущего, что мир новых профессий – это его мир! Мы должны ввести в курс дела нового человека нашего общества. Дать возможность понять ребёнку, что его окружает, как всё устроено и, конечно же, показать все направления, в которых человек может себя реализовать.
Идея системно-деятельностного подхода в современной системе образования, направленная на воспитание научно грамотного, всесторонне развитого человека, к сожалению, пока остаётся идеей.
В современной школе, попытка реализовать концепцию ФГОС выглядит не в самом привлекательном свете, особенно, одновременно, при этом, находясь в рамках, изживших себя требованиий, к организации всего учебного процесса. Как можно, например, реализовать метод проектов, если в школе недостаточная техническая база, учитель обязан реализовывать учебный план, исключительно, в соответствии с авторской программой, да, и когда заняться проектной работой с детьми, если это время после уроков не оплачивается и нужно бежать на репетиторство, чтобы заработать на жизнь?
Как же организовать реализацию метода проектов, метода проблемного обучения, которые являются одними из основополагающих методов всестороннего развития личности человека?
В моём представлении результат метода проектов в школе – это не насильственная обязанность выполнить проект каждому учащемуся к концу года и представить его, а выбор: какой из своих проектов я считаю наиболее успешным и интересным в свете современности, какие идеи будут познавательны для моих друзей?
А метод проблемного обучения, я считаю, необходимо использовать в ключе новых открытий современников, конечно же с использованием базового, уже известного материала (школьная программа).
Итак, попробуем представить, если жёсткие рамки выполнения программы сняли. У меня есть 2 часа физики в 7 классе и час дополнительных занятий.
1. Всего 4 раздела мы должны освоить, значит интеллект-карты всех четырёх разделов, постепенно пополняемые нами же, и будут на занятиях на виду. Это позволит пользоваться всей информацией для решения различных задач, а также запомнить её.
2. Не буду от детей скрывать информацию уже известную и ставить проблемы по изучению каждой темы. Мы достаточно быстро освоим основные понятия, явления, величины, единицы измерения, законы, приборы, если будем знать, что, собственно, обозначают эти слова и их перечень в каждом разделе. Это будет один из групповых проектов – решение проблемы: как с помощью интеллект-карты можно представить физику 7 класса.
3. А проблемы мы будем ставить «взрослые», те, которые решает сейчас научный мир. Мы не будем разрабатывать проект ракеты, чтобы полететь на Марс (хотя, почему бы и нет?)), но мы решим, проблему: «Кому лететь на Марс: космонавту или роботу?». Это позволит быть в курсе событий, происходящих в мире. А учитель направит ребят на освоение тем курса физики, которые нужны для решения этого вопроса!
4. Мы сталкиваемся в жизни с различными устройствами, механизмами, приборами. Вместе с детьми изучим устройство приборов, их предназначение и только тогда, «наигравшись», выполним проекты посерьезнее, решая ряд физических задач. Такой вид занятий позволит ребятам не боятся исследовать механизмы, научит их основам техники безопасности и, конечно же, успешно решать практические задачи самостоятельно.
5. Учимся реализовывать свои амбиции и презентовать себя через участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Что необходимо для успешного участия? Разработаем план подготовки к мероприятиям, осуществим его. Снимая важность обучения решению задач, но ставя цель выше, такую как участие в конкурсе, мы отвлекаемся от сложности процесса решения физических задач и тогда «барьера» к освоению предмета, не будет.
6. Проблема: Зачем изучаем физику? Проект: Выяснить зачем нужно изучать физику, составить для младших школьников путеводитель по профессиям связанными с физикой. Здесь, мы выходим на экскурсии и встречи с представителями современных профессий. Учитывая возрастные особенности, а именно, возраст 11-14 лет возникает осознанный интерес к науке, ко всему новому. Это то самое время, когда ребёнок по максимуму осваивает базовые, и не только, понятия предметов естественнонаучного цикла.
7. Невозможно в дружеской беседе, в выполнении группового проекта, в освоении интереснейшего материала по предмету оставаться невозмутимым, проявлять инициативу, спокойно ошибаться и извлекать из этого урок, если ждёшь оценки! Считаю, что оценка тормозит развитие ребёнка на этом этапе. Самооценка, заполнение таблицы результатов, ведение своего портфолио. И, никаких оценок! В течение года можно проверять себя, насколько я готов сдать экзамен…может быть, в старших классах, чтобы понимать эту систему
и т.д.
И на выходе 7-го класса мы уже понимаем значимость изучения предмета, осознаём, что естественнонаучное образование является важнейшей частью общего образования.
Естественнонаучная грамотность – это не просто желаемый образовательный результат, но важная характеристика гражданского общества. Научно грамотный человек способен к критическому анализу информации, самостоятельности суждений, пониманию роли науки и технологических инноваций в развитии общества.
И наоборот, человек, не обладающий минимумом естественнонаучной грамотности, будет жить в плену мифов и предрассудков, а не доказательных суждений, не сможет оперировать фактическими данными для обоснования своей точки зрения, не будет осознавать важности научных исследований и их связи c нашим материальным окружением и состоянием окружающей среды.
Работа учителя, педагога, наставника – это энергозатратная деятельность увлечённого наукой, творчеством, направленным на благо общества, человека, любящего людей. Можно получить множество высших педагогических, психологических образований и не стать наставником человеку (ребёнку). Педагог-наставник – это скорее качество личности, которое расцветает, если создать соответствующие условия.
Такие же условия, при которых ребёнок станет человеком будущего!

Абрамович И.В.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Работает на Kunena форум