Версия для слабовидящих

zagainov О влиянии нового порядка аттестации на повышение квалификации педагогов и как следствие на повышение качества образования сайту АКИПКРО рассказал директор МБОУ СОШ № 126 г. Барнаула Александр Загайнов

- Александр Викторович, что для педагога изменилось в связи с новым порядком аттестации?

- Надо сказать, что не зря задумались над совершенствованием системы аттестации педагогических кадров, потому что сегодня возникает проблема мотивации педагога к прохождению аттестации. В чем смысл этой проблемы? В том, что основной массой педагогов аттестация воспринимается как возможность повысить свою заработную плату, свой профессиональный статус. Но при этом мы забываем о том, что главная задача аттестации – это стимулирование педагога к личностному профессиональному росту. И поэтому все те нововведения, которые происходят в аттестационной процедуре, на наш взгляд, прежде всего, направлены как раз на то, чтобы стимул самосовершенствования сделать приоритетным, главным, основным в процессе аттестации.

- Как влияет уровень подготовки педагога на изменение качества образования?

- Сегодня понимание качества образования – одна из самых сложных проблем, потому что существует масса теорий, но все сходятся в том, что понятие качество многогранное, сложное, и все грани этого процесса должны работать таким образом, чтобы в итоге получалась целостная картинка.

Когда мы говорим о качестве относительно образования, безусловно, мы выделяем специфические составляющие этого процесса. И одной из главных является профессионализм педагога. Поэтому мы говорим об условиях, о других составляющих образовательного процесса, но понимаем, что играл и играет главную роль в образовательном процессе педагог. Именно от уровня его квалификации, его подготовленности, его мотивированности будет зависеть успех всего образовательного процесса. И прежде всего успех учеников в образовательной деятельности.

- По Вашему мнению, есть ли отличие в прохождении нового порядка аттестации для молодых педагогов и более опытных?

- Молодое поколение педагогов отличается тем, что они индивидуалисты по своей сути, они требуют, чтобы признавали их почерк, манеру преподавания. Но, тем не менее, они точно знают себе оценку, они требовательны не только к себе, но и к окружающим по отношению к оцениванию результатов их профессиональной деятельности, они умеют отстаивать свою позицию, у них на все есть своя точка зрения. В этом плане молодое поколение относится к аттестации как к вполне приемлемой процедуре, которая должна подтвердить, как ему кажется, его достаточно большие достижения.

Среди более старших педагогов выделяется две категории учителей – одни считают, что, безусловно, их опыт позволяет говорить о том, что они достигли всех тех критериев, которые выставляются для первой или высшей квалификационной категории. Другие, наоборот, с опаской к этому относятся. Наша задача как раз с помощью аттестации помочь второй категории – очень знающим, талантливым, ярким, умным педагогам, которые не привыкли выставлять напоказ тот опыт, который у них имеется. Наша задача еще и в том, чтобы помочь им найти силы доказать, что они достаточно успешные специалисты в своей области.

- Новый порядок аттестации: он более совершенный или имеет недостатки?

- Я думаю, что это все-таки промежуточный вариант. Мы отошли от формального подхода. Сегодня педагога впервые просят ответить на достаточно сокровенные вопросы о профессиональной деятельности, об отношении к коллегам, к стилю жизни, о его поведении, взаимоотношениях с людьми и так далее.

Что касается аттестации руководящих кадров, появляется процедура собеседования, когда спросят не только об успехах, но и о неудачах, а самое главное о пути выхода из проблемной ситуации. Важно не только поймать человека на какой-то проблеме, но и вместе с ним проанализировать эту проблему. Ну и, наверное, помочь или согласиться с теми путями выхода, которые предлагает руководитель.

- Какую роль играет повышение квалификации в процессе совершенствования педагога?

- Как я уже говорил, особую роль в процедуре аттестации играет профессиональные рост учителя. Возникает вопрос координации процесса самосовершенствования педагога. На наш взгляд эту функцию сегодня удачно выполняет Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.

Процесс перехода на персонифицированные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации оказался сегодня очень кстати. В нашей школе несколько педагогов прошли повышение квалификации по новой модели и с восторгом пришли с этих курсов, потому что они получили именно то, что мы как администрация от них требовали, а с другой стороны, они нашли те курсы и те программы, которые были им необходимы как профессионалам.

Замечательно, что появилась такая форма повышения квалификации как очно-заочная. Мы понимаем, что сегодня оторвать учителя от процесса достаточно сложно. Неделя очного обучения и потом достаточно большой объем заочных занятий действительно позволяют учителю включиться в активный познавательный процесс, причем самостоятельный познавательный процесс.

Поэтому сегодня те изменения, которые происходят в процессе повышения квалификации оказались очень кстати и очень эффективными с точки зрения новых подходов к пониманию аттестации педагогических работников.

Все, что мы делаем, мы делаем, чтобы наш итоговый продукт – качество образования - соответствовал тем требованиям, которые выставляются перед ним государством, обществом, семьей и конкретно учеником.

Беседовала Анна Сикорская

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп