Версия для слабовидящих

vipusk 2010 А в вашей школе есть хор?

Детское хоровое движение на Алтае держится на энтузиастах. И эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время, - считает преподаватель Алтайского государственного музыкального колледжа по специальности «Хоровое дирижирование», педагог высшей квалификационной категории Инесса Валентиновна Грицай.

VII Ассамблея хормейстеров Алтайского края

Сама Инесса Валентиновна является одним из этих энтузиастов, организатором прошедшей недавно в Барнауле VII Ассамблеи хормейстеров Алтайского края. На Ассамблею съехались руководители детских хоров со всего Алтайского края. Мастер-классы, хоровые лаборатории, открытые репетиции, ежевечерние концерты, Фестиваль-конкурс хоровой музыки – программа Ассамблеи была насыщенной. Впервые в этом году ее участники повысили свою квалификацию не только как хормейстеры, но и как преподаватели вокала, в том числе эстрадного. Особенно актуально это для работников сельских музыкальных школ, где один преподаватель ведет несколько дисциплин. Преподаванию эстрадно-джазового вокала был посвящен мастер-класс заслуженного артиста России, руководителя вокального ансамбля Павла Шаромова (Новосибирская Филармония).

Участники Ассамблеи обсуждали волнующий всех вопрос увеличения количества проблем с голосом у детей. Как лечить функцию голоса, как не испортить детям голос при его постановке и при занятиях вокалом рассказывала фонопед, логопед высшей категории из Новосибирска Елена Бандман.

Ассамблея как экспертное сообщество

За десять лет работы Ассамблеи, отмечает Инесса Грицай, значительно выросли и уровень хормейстеров, и качество хоровых коллективов, и в целом статус хорового искусства. В 90-е годы развивалась эстрада, а истинное искусство, насчитывающее тысячелетнюю историю – хоровое пение – отошло далеко на задний план. Но уже в 2003-м году, на II-й Ассамблее, хоровые коллективы пели на порядок лучше, чем предыдущий год. Главным же стало то, что у хормейстеров края появилась возможность обмениваться опытом, расти вслед за лидерами, получать объективную оценку своей работы. Ассамблея стала представлять сообщество экспертов, на мнение которых хормейстеры опираются при организации своей работы. Благодаря этому постепенно в репертуаре коллективов стала появляться и духовная, и классическая музыка, появилось многоголосие и оттенки тембра.

DSCN2411

Вопреки обстоятельствам

В целом ситуация в крае с хоровым пением далека от идеальной. Хоры действуют только при музыкальных школах и домах культуры, - в общеобразовательных школах хоровых коллективов нет совсем. Закрылись (в рамках реструктуризации) и филиалы музшкол в деревнях, и теперь одаренные дети на школьных автобусах ездят учиться музыке в райцентры. Зачастую развитию сельских педагогов, и без того не имеющих профессионального окружения, мешают их же руководители. По словам Инессы Грицай, имеют место быть ситуации, когда руководители музыкальных школ не доносят до педагогов сведения о проводимых в АлтГМК мероприятиях, чтобы не искать средства на командировку в Барнаул, не прерывать учебный процесс. По признанию многих участников Ассамблеи, им пришлось брать отпуск за свой счет, на свои средства приезжать в Барнаул.

«К сожалению, в нашей профессии многое приходится делать вопреки обстоятельствам. Все держится на личностях, на энтузиастах, - подчеркнула Инесса Валентиновна. – Видимо, в общеобразовательных школах пока не нашелся такой человек, ведь он должен быть одержим идеей школьного хора, ему придется пробить многие стены на пути возрождения хорового коллектива. А ведь в 70-е, 80-е годы почти в каждой школе края был свой хор, им гордились, школы соревновались, чей хор лучше. Теперь, к огромному сожалению, этого нет, и возродить движение школьных хоров сейчас представляется маловероятным – нет еще такого человека, кому это было бы по силам».

Фестиваль как лакмусовая бумажка

В рамках Ассамблеи каждый раз проходит Фестиваль-конкурс хоровой музыки. В этом году на него съехались 15 коллективов из Алтайского края и 6 – из Новосибирска. Гран-при получили ансамбли Детской школы  искусств № 18 г. Новосибирска, и в целом все шесть новосибирских хоров и ансамблей получили дипломы лауреатов. Также по шесть алтайских коллективов стали лауреатами и дипломантами, три – участниками.  Как отметила Инесса Валентиновна, формат фестиваля был выбран неслучайно. «Важно, чтобы хоровые коллективы участвовали в конкурсе, чтобы хоровое движение развивалось, становилось массовым, чтобы дети пели. Поэтому присуждались дипломы лауреатов, дипломантов и участников, без деления на степени», - подчеркнула она. Победа новосибирских коллективов была неслучайна: невозможно коллективам сельских музшкол с одним часом вокала в неделю победить детей, которые занимаются три раза в неделю по два часа. И до тех пор, пока ситуация в крае не изменится, кубки победителей будут уходить в другие регионы.

Тем не менее, несмотря на все проблемы, последние десять лет развития детского хорового движения на Алтае позволяют надеяться, что у него отличные перспективы. 

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп