Версия для слабовидящих

itogi goda2018Деятельность лаборатории в 2018 году была посвящена внедрению возможностей различных цифровых сред в учебный процесс, информационной безопасности школьников в интернете, а также развитию образовательной онлайн платформы института – СДО АКИПКРО, разработке электронных курсов и просветительских проектов на ее основе.

Для реализации этих задач была организована комплексная подготовка педагогов в рамках разработанных сотрудниками лаборатории программ повышения квалификации:

- «Цифровой контент и мобильные технологии в образовании»,
- «Разработка и сопровождение электронных курсов с использованием возможностей системы дистанционного обучения MOODLE»,
- «Цифровой контент и мобильные технологии в преподавании истории и обществознания»,
- «Организация учебного процесса по программам среднего профессионального образования с использованием электронного обучения и дистанционных технологий».

 Востребованность этих программ, направленных на повышение уровня ИКТ-компетентности и освоение современных дидактических моделей обучения в цифровой среде, подтверждается активной включенностью слушателей программ в работу по созданию курсов и методических разработок. По программам, разработанным и реализованным лабораторией цифровой педагогики, обучилось более 300 человек в 2018 году.

Кроме того, в рамках посткурсового сопровождения педагогов в ходе работы с цифровыми образовательными платформами («Российская электронная школа», «Яндекс. Учебник», «ГлобалЛаб», «Лекториум», Stepic, СДО АКИПКРО) проводились выездные семинары, консультации для учителей, посещались уроки с использованием цифровых образовательных технологий, смешанного обучения с анализом таких уроков. Совместно с экспертами Министерства образования и науки Алтайского края, Алтайского краевого информационно-аналитического центра в рамках стажерских практик региональных инновационных площадок по информатизации образования посещались уроки с применением приемов смешанного, мобильного обучения, а также стратегий формирующего оценивания. В сотрудничестве с компанией «Яндекс» проводится координационная и методическая работа с педагогами начальных классов Алтайского края по апробации возможностей образовательной платформы «Яндекс. Учебник» в учебном процессе – более 200 учителей края создают и выдают в классе уроки на платформе с помощью заданий по русскому языку и математике. К сервису подключены более 750 учеников. Лидеры по работе с платформой - учителя начальных классов Барнаула, Кулунды, Родино.

Кроме того, в сотрудничестве с Центром мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», компанией «Яндекс», Министерством образования и науки Алтайского края организовано участие школ края в масштабном международном исследовании iPIPS+ в 2018/2019 году. Исследование направлено на изучение когнитивных стратегий учащихся под влиянием цифровой среды и усовершенствования учебного процесса в школах с учетом возможностей информационной среды. Помимо этого, проводится анкетирование учеников, учителей и администрации образовательного учреждения. Анкетирование поможет глубже понять образовательную и информационную среду учащихся. В рамках протокола исследования было организовано обучение школьных координаторов у специалистов Центра мониторинга и оценки качества НИУ ВШЭ, проведен первый этап обследования. В ходе психометрического исследования оценивается прирост математической и языковой грамотности учащихся в третьем классе с использованием международного теста iPIPS+. По итогам тестирования в образовательные организации, участвующие в исследовании, направлены отчеты с результатами. Исследовательский коллектив Института образования НИУ ВШЭ под руководством директора Центра мониторинга качества образования, доцента Департамента образовательных программ Е.Ю. Кардановой качественно обработал массивы психометрических данных, и теперь учителя получат детальную информацию о прогрессе детей и рекомендации для более продуктивной работы с ними.

В контексте продвижения возможностей цифровой педагогики в 2018 году были проведены мероприятия – межрегиональный семинар «Цифровые каникулы для учителей» при участии экспертов цифрового образования Д.А. Растворова («Яндекс. Учебник»), Я.О. Злочевской («ГлобалЛаб»), К.В. Заведенского («КосмОдис»), проведены мастер-классы «Навигатор цифровых технологий» («Педагогическая дача – 2018», ДООЛ «Уба»), проведены мастер-классы по работе с цифровыми платформами на выставке «Инновационные технологии образования для цифрового поколения», подготовлен семинар ведущего тьютора Я.О. Злочевской по организации проектной деятельности на платформе «ГлобалЛаб» (в рамках конференции КУМО-2018). В рамках выполнения государственного задания была организована совместно с Министерством образования и науки Алтайского края тематическая площадка «Цифровая школа Алтайского края (X межрегиональный ИТ-форум), в рамках которой Е.В. Лурье (директор продукта «Яндекс. Учебник») совместно с руководителем КУМО учителей начальных классов Л.В. Поворознюк провел семинар для учителей начальных классов, а также посетил открытый урок с использованием заданий платформы учителя начальных классов Н.В. Лаптевой в СОШ № 53. Важным событием стал краевой семинар для учителей информатики М.В. Сусловой и ведущего методиста «Яндекс. Лицей» А.В. Поволоцкого об особенностях нового проекта, его преимуществах, возможностях, которые открываются для школьников после окончания обучения. Семинар состоялся на базе гимназии №42 при организационной поддержке Д.А. Растворова, директора по развитию «Яндекс. Учебник», и И.А. Гребенкина, председателя КУМО учителей информатики.

В рамках проектов лаборатории цифровой педагогики ценный опыт, а также профессиональные контакты был приобретены во время участия в работе межведомственной группы по обеспечению информационной безопасности в образовательных организациях Алтайского края, Московском международном салоне образования, Днях славянской письменности и культуры МПГУ, международной конференции «Современная дидактика», конференции «Яндекс» «Цифровое развитие регионов», сессии «Цифровое поколение: как новые сервисы меняют образование». В рамках изучения стратегий эффективного обучения в цифровой образовательной среде совместно с Ю.Ю. Мамчур и С.В. Ольгезер разработано и подготовлено к изданию учебное пособие для учителей и руководителей образовательных организаций «Тропами формирующего оценивания». В результате сотрудничества лаборатории цифровой педагогики со старшим преподавателем кафедры гуманитарного образования М.Л. Шалабод, Н.В. Бредихиной и иллюстратором Н.В. Полковниковым по замыслу министра образования и науки Алтайского края М.А. Костенко была разработана «Культурологическая карта Алтайского края» и интерактивный контент для нее в качестве приложения к пособию для учителей «Культура Алтая». В контексте развития национально-регионального компонента в историческом образовании был разработан и представлен учителям веб-проект на портале СДО АКИПКРО «Археологические путешествия. Уроки истории, письменности и культуры» для организации поисково-исследовательской или проектной деятельности учителей истории.

Важным этапом в сотрудничестве с Московским государственным педагогическим институтом по направлениям цифровая педагогика и мобильные образовательные технологии в образовании; граждановедческие и культурологические проекты с использованием ресурсов Президентской библиотеки; составление культурологических интерактивных карт стало подписанное в начале августа 2018 года ректором Московского педагогического государственного университета Алексеем Лубковым и ректором АКИПКРО Максимом Костенко соглашение, открывающее возможности для развернутого сотрудничества в области дополнительного образования обучающихся и педагогов, в первую очередь в сфере информационных технологий.

В 2019 году лаборатория продолжит усиливать позиции «учителя-эксперта», «тренера понимания» и «учителя-режиссера» при работе в цифровой образовательной среде и построении индивидуальных образовательных траекторий, а также планирует системно расширять педагогический репертуар в ходе освоения стандарта «Understanding by design framework», стандартов ISTE для ежедневной практики и тестирования цифровых учебных материалов в поиске новых способов освоения единиц содержания учебной программы.

Благодарим всех экспертов, коллег, друзей за поддержку и насыщенный смыслом год! Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных коллег!

Информация предоставлена лабораторией цифровой педагогики

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп