Версия для слабовидящих

sobaka26-7 декабря в рамках IX межрегиональной научно-практической конференции им. И. К. Шалаева проходят мероприятия, подводящие итоги реализации проекта по финансовой грамотности учащихся в 2017 году. Также обсуждаются перспективы реализации проекта в условиях принятия стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы.

7 декабря на базе АКИПКРО состоится заседание секции «Развитие экономической культуры и формирование финансовой грамотности школьников и студентов».
Круглый стол «Формирование финансовой грамотности школьников и студентов как условие повышения качества образования» состоялся 6 декабря 2017 года в АКИПКРО.

В круглом столе приняли участие представители Министерства финансов РФ, министерства образования и науки, министерства финансов Алтайского края, авторы учебно-методических комплектов по финансовой грамотности и математике, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов, алтайские педагоги-участники проекта – всего более 45 человек. В режиме онлайн в круглом столе приняли участие представители Ставропольского края, Республики Алтай, Кемеровской области, районов Алтайского края – около 150 человек. Участников и гостей приветствовал ректор института Максим Костенко.

Ольга Бутенко, заместитель министра образования и науки Алтайского края, отметила, что в Алтайском крае в реализации проекта участвуют образовательные организации всех типов:
- За последние четыре года Алтайский край принял участие во всех международных исследованиях качества образования. В 2018 году пройдет международное исследование PISA, в том числе по финансовой грамотности – уже есть выборка образовательных организаций-участников проекта по финансовой грамотности. Хочется отметить определенную популярность проекта по финансовой грамотности среди педагогов и руководителей образовательных организаций. Он распространен на образовательные организации всех типов: детские дома, профессиональные образовательные организации, общеобразовательные школы, система дополнительного образования детей включилась в этот проект.

Елена Ильина, консультант департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ, представила основные положения стратегии:
- Современное общество невозможно представить без финансовых инструментов и финансовых услуг. Многие исследования показывают, что если человек знает хотя бы основы финансовой грамотности, то может повысить эффективность использования своих средств на 20-30 процентов. В сентябре Правительство РФ приняло стратегию повышения финансовой грамотности населения до 2023 года. Это стратегический документ, определяющий задачи и приоритетные направления работы. Стратегия нацелена на повышение качества финансового образования и информирование граждан, на формирование ответственного финансового поведения и долгосрочного финансового планирования. Также она нацелена на максимально широкие слои населения, приоритетными группами выбраны дети и молодежь. Другие целевые группы - граждане с низким уровнем дохода, склонные к определенному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, люди пенсионного и предпенсионного возраста и люди с ОВЗ, которые испытывают определенные трудности при реализации своих прав на финансовое образование и защиту прав потребителей. Основная задача реализации стратегии – изменение поведенческих установок, взращивание культуры домохозяйств в отношении потребления финансовых услуг, культуры сбережений населения. Особое внимание в стратегии уделяется сотрудничеству с регионами.

Екатерина Лавренова, консультант проекта Министерства финансов РФ по финансовой грамотности, эксперт по образовательным программам, автор УМК по финансовой грамотности, представила некоторые перспективы дальнейшней работы для региональных методических центров по финансовой грамотности и педагогов:
- Каждый регион находится на своей ступени участия в проекте: кто-то только вступает, кто-то уже что-то сделал, кто-то только интересуется. Алтайский край является лидером, и когда я приезжаю в другие регионы, я использую и транслирую опыт, который почерпнула в Алтайском крае. Что нас ждет? Принятая стратегия важна как нормативная база. Мы должны перейти от проектного подхода к системному.

По словам Екатерины Лавреновой, среди основных направлений в ближайшем будущем - корректировка содержания образования, решение вопроса преемственности между средним и высшим образованием в части финансовой грамотности, измерение уровня финансовой грамотности и оценка качества образовательных продуктов, развитие учебно-методического потенциала и оказание методического сопровождения педагогам, обучение студентов педагогических вузов финансовой грамотности и методике ее преподавания.

Евгений Малеванов, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва), отметил, что участие в проекте представляет для него не только профессиональный, но и личный интерес:
- Участвуя в проекте, я стал экспертом для своей семьи, снабжаю членов семьи информацией. Компетенции нужны также для того, чтобы уверенно чувствовать себя в жизни, и финансовая грамотность в полной мере отвечает этой характеристике. В следующем году темой финансовой грамотности будет охвачена сфера дошкольного образования, проект будет развиваться.

Павел Дитятев, заместитель министра финансов Алтайского края, отметил межведомственное взаимодействие в регионе:
- Мы занимаемся реализацией проекта почти четыре года. Приятно наблюдать, как идет его реализация в системе общего образования Алтайского края. Создается серьезная основа для финансового просвещения в школах. Это хороший пример конструктивного взаимодействия между разными по характеру своей деятельности ведомствами. Оно обуславливает те хорошие, заметные результаты, которые есть. Нет необходимости кого-то убеждать, доказывать, что финансовой грамотностью нужно заниматься, разве что следует сделать эту работу более эффективной и содержательной.

Ольга Муравина, профессор кафедры математического образования Института развития образовательных технологий, доцент, к.п.н., автор УМК по математике, рассказала о том, как задачи по финансовой грамотности, включенные в курс по математике, повышают мотивацию детей к изучению математики, учат ориентироваться в реальных жизненных ситуациях (расчет стоимости продуктов, товаров, коммунальных платежей), помогают подготовить учащихся к итоговым аттестациям.

Татьяна Райских, руководитель Регионального методического центра по финансовой грамотности, представила итоги работы в 2017 году:
- В АКИПКРО созданы РМЦ и лаборатория экономической педагогики. Мы заключили с образовательными организациями соглашениями, что позволило нам упорядочить набор на курсы и позволит осуществить доставку УМК, которая начнется в 2018 году. Проектом охвачены все районы края, включены не только крупные школы, базовые и региональные инновационные площадки, но также сельские малокомплектные школы. Мы обеспечили 100-процетный охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом году количество школ, участвующих в проекте по собственной инициативе, увеличилось на 10 процентов, и заявки от образовательных организаций продолжают поступать. Мы поддержим все школы, которые изъявят желание участвовать в проекте. 1278 педагогов прошли повышения квалификации на базе РМЦ при обязательстве обучить 1200 человек. С 1 сентября курс по финграмотности реализуется в 35 процентов школ, во всех профессиональных образовательных организациях, в 70 процентах учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наш регион является пилотным по реализации проекта Минфина РФ «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения». Мы смогли апробировать следующие технологии: кейс-игру «Азбука финансовой грамотности», финансовые бои и коммуникативные турниры (эти технологии являются базовыми при проведении чемпионата по финансовой грамотности), индивидуальный проект обучающегося. В следующем году мы планируем распространить эти технологии в системе образования. Участие в проекте обусловило развитие волонтерского движения школьников и студентов, создание условий для сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и дополнительного образования. В пришкольных и загородных лагерях прошли летние финансовые смены, проведен городской и региональный чемпионаты по ФГ. В следующем году появятся две региональные школы: вожатых-игротехников и педагогов-игротехников по финансовой грамотности. Также будет продолжена работа по повышению квалификации педагогов.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп