Версия для слабовидящих

Учебно-методическое и организационное обеспечение повышение квалификации педагогических и управленческих кадров

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Обеспечение доступного качественного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров краевой системы образования на основе реализации модульных образовательных программ, ориентированных на развитие профессиональных компетентностей.
  • Развитие организационных моделей, методов, средств и форм повышения квалификации, обеспечивающих непрерывность и открытость дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих кадров.
  • Создание условий для повышения уровня внутренней мотивации работников образования в профессионально-личностном развитии, формирования их образовательных потребностей с учетом востребованных в краевой системе образования квалификаций и компетентностей, а также имеющихся профессиональных дефицитов и затруднений

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ

Образовательные программы АКИПКРО построены на модульно-компетентностной основе и носят открытый характер, допуская при необходимости корректировку как по составу модулей внутри каждого раздела (дополнение новыми актуальными модулями, исключение модулей, потерявших актуальность), так и по тематике содержания конкретных модулей. Все коррективы вносятся в установленном порядке, через протоколируемые решения Ученого Совета АКИПКРО, научно-методического центра, кафедры.

В АКИПКРО реализуется принцип практической подготовки. Развитие профессионализма специалистов обеспечивается не за счет трансляции теоретических знаний, оторванных от реальной ситуации в профессиональной сфере, а за счет создания условий/возможности освоения способов и средств профессиональной деятельности, необходимых для решения новых профессиональных задач.

Новые образовательные результаты оформляются в новых образовательных продуктах слушателей: портфель управленческих инноваций, реализуемых в школе; карта инновационных ресурсов школы; презентация проекта «Наша новая школа»; модель внутришколь-ной системы управления качеством образования и др.

Анализ профессиональных затруднений руководителей общеобразовательных учреждений выявил острую необходимость в организации их подготовки по более продолжительным и системным образовательным программам профессиональной переподготовки. Наиболее востребованными и дефицитными в профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений, по данным анкетирования и опросов, являются способы проектного менеджмента, менеджмента качества, делового администрирования, автоматизации управления, отдельные вопросы финансового менеджмента, образовательного права, экспертизы и анализа в области управления.

Ведущей деятельностью, обеспечивающей именно повышение квалификации (а не расширение знаний) специалистов является педагогическое проектирование. Программы направлены на преодоление «разрывов» в профессионально-педагогической подготовке педагогов, на развитие базовых компетентностей, их методологической и методической компетентности в профессионально-педагогической деятельности, на осознание и развитие средств ее анализа и совершенствования в условиях чётко обозначенных ценностных ориентиров на развитие личности ребёнка.

Формы организации работы, используемые в процессе повышения квалификации педагогов: лекции, практикумы, работа в малых группах, социально-психологические тренинги, имитационные и демонстрационные уроки, организационно-педагогические игры с имитационным проигрыванием проектируемого педагогами деятельностного содержания; самостоятельная исследовательская работа, сетевые события, практикумы на стажёрских площадках, рефлексивный анализ своего продвижения в повышении квалификации.

Технологии и процедуры оценки качества подготовки слушателей

Текущий контроль хода и результатов обучения слушателей осуществляется преподавателями посредством оценивания качества выполнения слушателями контрольных заданий (работ), предусмотренных рабочими программами изучаемых учебных модулей (дисциплин, разделов).

Непосредственное участие работодателей (их представителей) в итоговой аттестации слушателей, обучающихся по образовательным программам повышения квалификации, яв­ляется сравнительно новой практикой для учреждений дополнительного профессионального образования и осуществляется в АКИПКРО с сентября 2010 года. Основной формой реализации этой новации является включение руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреж­дений в состав соответствующих аттестационных комиссий.

Выбор конкретных технологий освоения образовательных программ строится с учётом решаемых проблем, образуя систему, основанную на постепенном повышении степени свободы и самостоятельности слушателей. Компетентностный подход в обучении требует, чтобы обучающийся выполнял те учебно-познавательные действия, которые ведут к самостоятельному усвоению учебного материала. В ходе внедрения инновационных ресурсов в образовательную практику основной упор делается на активные методы обучения.

 

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Образовательные программы повышения квалификации:

  • краткосрочные (не менее 72 часов) тематическим обучением по вопросам конкретной профессиональной деятельности;

·         тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-педагогическим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;

·         длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем педагогической науки, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В настоящее время АКИПКРО ведёт подготовку по 19 лицензированным дополнительным профессиональным образовательным программам.

 

•        «Психолого-педагогические основы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования».

•       «Психолого-педагогические и методические основы начального образования»;

•       «Научно-теоретические и методические основы современного гуманитарного об­разования».

•       «Научно-теоретические и методические основы современного естественнонаучно­го образования».

•        «Психолого-педагогические и методические основы коррекционно-развивающего обучения».

•       «Психолого-педагогические и методические основы библиотечной деятельности».

•       «Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования».

•       «Психолого-валеологические основы образовательной деятельности».

•       «Научно-теоретические и методические основы начального и среднего профес­сионального образования».

•       «Основы управления в сфере образования».

•       «Экспертиза в образовании».

•       «Педагогическое проектирование».

•       «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности».

•       «Воспитательная деятельность образовательного учреждения и развитие воспита­тельных систем».

•       «Инновационная деятельность специалистов в системе сопровождения замещающих семей и профилактики девиантного поведения.

•       «Научно-теоретические и методические основы поликультурного образования и воспитания личности».

•       «Менеджмент в сфере образования».

•       «Основы экспертной деятельности в социальной сфере».

•       «Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональ­ной деятельности».

 

Все реализуемые АКИПКРО дополнительные профессиональные образовательные программы, а также предлагаемые формы их освоения ориентированы на потребности региональной системы образования. Они охватывают более 60 целевых групп, соответствующих всем должностям руководителей и педагогических работников образовательных учреждений, а также функциональным позициям работников системы образования, не связанным с занятием отдельной должности (эксперты, руководители методических объединений, организаторы и участники профессиональных и иных конкурсов в сфере образования). Имеются специализированные программы повышения квалификации для муниципальных координаторов программ профилактики наркомании среди детей и подростков, руководителей общественных наркологических постов, руководителей пунктов проведения экзаменов, уполномоченных ГЭК, специалистов по работе с замещающими семьями и др.

Образовательные программы стажировки направлены на формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельной дополнительной профессиональной образовательной программой, так и одной из составных частей образовательной программы повышении квалификации или профессиональной переподготовки специалистов.

Приложением 4 к приказу Управления  Алтайского края по образованию и делам молодёжи от «01»декабря 2010 г. №3703 «Об инновационной инфраструктуре в сфере образования Алтайского края» утвержден реестр стажерских площадок АКИПКРО.

Обучение в дистанционной форме. В 2010 году на повышение квалификации в дистанционной форме поступило 259 заявок, что на 43% больше, чем в 2009 году. Одновременно растет и количество учебных модулей, изучаемых с использованием дистанционных образовательных технологий: в отчетном году слушателями затребованы 487 учебных модулей (в 2009 году – 369). Наибольшей популярностью пользуются такие учебные модули, как «Компетентностный подход в преподавании учебных предметов», «Личностно-ориентированный подход в преподавании учебных предметов», «Трудовое законодательство в образовании», «Мониторинг и статистика в образовании», «Проектное управление в образовании», «Кадровый менеджмент», «Требования к делопроизводству и документообороту в современном образовательном учреждении».

Образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов реализуются с учетом полученного образования специалистов и могут быть представлены дополнительными профессиональными образовательными программами двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой – для получения дополнительной квалификации.

Образовательные программы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности (свыше 500 часов) направлены на получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков и реализуются на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

Образовательные программы профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации (не менее 1000 часов) направлены на расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям ведения профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов, и реализуются для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

Дополнительные профессиональные образовательные программы осваиваются слушателями в очной (с отрывом от производства), очно-заочной (с частичным отрывом от производства) или заочной (без отрыва от производства) формах, а также в форме самообразования или экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

По профессиональной переподготовке специалистов АКИПКРО реализует три образовательных программы объемом 720 ч., а именно:

1.       Менеджмент в сфере образования.

2.       Основы экспертной деятельности в социальной сфере.

3.       Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Наиболее высокий спрос отмечается в отношении дополнительных профессиональных образовательных программ, содержание которых включает в себя вопросы управления современным образовательным учреждением (менеджмента в образовании). На них приходится около 47% заявок.

Стоимость обучения одного слушателя по дополнительной профессиональной образовательной программе в 2010 году составила:

•       обучение по образовательной программе повышения квалификации – 2970 руб.;

•       обучение по образовательной программе повышения квалификации в дистанционной форме – 1681 руб.;

•       обучение по образовательной программе профессиональной переподготовки – 20490 руб.

Ежегодно АКИПКРО осуществляет повышение квалификации более десяти тысяч человек. 


Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп