Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В консультации рассматривается сущность учебно-методического обеспечения основной образовательной программы и организация экспертизы учебно-методического обеспечения реализуемых основных образовательных программ среднего профессионального образования в профессиональной образовательной организации

 

Экспертиза учебно-методического обеспечения реализуемых основных образовательных программ среднего профессионального образования

Консультация

Экспертиза учебно-методического обеспечения реализуемых основных образовательных программ среднего профессионального образования

Ключевые слова

Учебно-методическое обеспечение, основная образовательная программа среднего профессионального образования, рабочая программа дисциплины / профессионального модуля, учебно-методический комплекс дисциплины / профессионального модуля

Аннотация к содержанию консультации

В консультации рассматривается сущность учебно-методического обеспечения основной образовательной программы и организация экспертизы учебно-методического обеспечения реализуемых основных образовательных программ среднего профессионального образования в профессиональной образовательной организации

Запрос на консультирование

Что такое учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы СПО?

Что входит в состав учебно-методического обеспечения?

Что такое учебно-методический комплекс дисциплины / профессионального модуля?

Как разработать учебно-методический комплекс дисциплины / профессионального модуля?

Как организовать экспертизу качества разработанного учебно-методического обеспечения?

Текст консультации

В соответствии с ФЗ – 273 «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет своей целью подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Достижение поставленной цели обеспечивается соответствующим содержанием профессионального образования, которое оформляется в виде основной образовательной программы, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно (ст.28, ч.2, п.6 ФЗ-273).

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования сформулировано одно из условий реализации основной образовательной программы - это обеспеченность учебно-программной документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.

Учебно-методическое обеспечение (УМО) представляет собой совокупность средств обучения и технологий их использования, организационно-педагогических условий, проектируемых педагогическим работником в целях достижения обучающимися запланированных результатов.

Учебно-методическое обеспечение можно рассматривать как процесс и как результат. Как процесс - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.

УМО как результат (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом – УМК) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле УМО является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

Учебно-методическое обеспечение по специальности складывается из учебно-методического обеспечения дисциплин (профессиональных модулей), практик, курсового проектирования, внеаудиторной самостоятельной работы, государственной итоговой аттестации.

Структура УМО состоит из 3-х крупных блоков: блок нормативной и учебно-программной документации; блок учебно-методических материалов и средств обучения (в том числе учебно-методические комплексы дисциплин, модулей, практик, ГИА); блок средств контроля. Рассмотрим содержание каждого блока.

Нормативная и учебно-программная документация. Содержание составляют следующие документы: федеральный государственный образовательный стандарт и примерная основная образовательная программа – указанные документы являются основополагающими для разработки профессиональной образовательной организацией рабочей учебно-программной документации; рабочая основная образовательная программа, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик, календарный график, рабочий учебный план – данная учебно-программная документация разрабатывается на основе предыдущей группы документов. Цель разработки документов данной группы – конкретизировать требования ФГОС к результатам освоения программ дисциплин, профессиональных модулей, практик; определить объем и последовательность дидактических единиц, необходимых для достижения обучающимися запланированных результатов обучения по дисциплине, модулю и т.д.; конкретизировать условия реализации программ, в соответствии со спецификой образовательной программы профессиональной образовательной организации. Документы данного блока являются основополагающими для разработки учебно-методических материалов, средств обучения и средств контроля.

Учебно-методические материалы и средства обучения. Содержание данного блока составляют следующие материалы: учебные (дидактические) материалы; методические материалы; учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и средства обучения с использованием ИКТ технологий. Ключевым элементом данного блока является учебно-методический комплекс дисциплины, модуля и т.д.

Что такое учебно-методический комплекс (УМК)? Представляет собой проект системного описания учебного процесса по дисциплине (профессиональному модулю), который впоследствии будет реализован на практике. Это средство решения задачи оснащения учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, обеспечивающими достижение обучающимися необходимого качества профессионального образования, а также задачи внедрения в учебный процесс передовых технологий и методик обучения.

В основу построения УМК могут быть положены следующие принципы:

- соответствие содержания материалов УМК требованиям ФГОС и учебному плану специальности / профессии;

- обеспечение всех видов занятий и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины (профессионального модуля), всеми необходимыми методическими, информационными и другими материалами, позволяющими достичь запланированных результатов в отведенное учебным планом время;

- наличие методических указаний, описывающих процессы и процедуры, необходимые для выполнения всех работ и заданий, указанных в рабочих программах дисциплин (профессиональных модулей), а также освоения типовых процессов, выполняемых специалистами в соответствующей области профессиональной деятельности;

- достаточность объема и содержания учебно-методических и информационных материалов;

- достаточность материалов для самостоятельного выполнения всех заданий и работ, предусмотренных рабочими программами дисциплин (профессиональных модулей) на уровне требований ФГОС;

- доступность для обучающихся всех компонентов УМК в стенах профессиональной образовательной организации;

- обеспеченность обучающихся средствами самоконтроля уровня освоения содержания дисциплин, профессиональных модулей;

- обязательное применение в преподавании дисциплин, профессиональных модулей и отражение в УМК инновационных производственных технологий, методов и образовательных технологий.

УМК дисциплин, профессиональных модулей строится на основе соответствующих рабочих программ. На какие элементы рабочей программы следует обратить внимание при разработке УМК?

1. Наименование программы дисциплины, профессионального модуля и принадлежность его к циклу образовательной программы, профессии /специальности. Разработчику УМК необходимо иметь в виду, что наименование УМК и наименование дисциплины (профессионального модуля) должны соответствовать друг другу.

2. Планируемые результаты, заявляемые в программе, должны быть отражены в УМК. В ином случае несоответствие результатов обучения в программе и УМК считается нарушением требований ФГОС.

3. Объем учебной нагрузки (в академических часах) должен соответствовать учебному плану, рабочей программе.

4. Тематический план УМК должен соответствовать рабочей программе.

5. Структура УМК должна соответствовать структуре рабочей программы.

Не соблюдение этих требований рассматривается как нарушений требований ФГОС.

Основная часть УМК представлена учебно-методическими материалами по всем видам занятий и учебно-производственных работ, предусмотренных программой дисциплин (профессиональных модулей).

Структура учебно-методических материалов занятия представлена следующими элементами:

1. Тема занятия – должна соответствовать рабочей программе.

2. Цели занятия – должны соотноситься с планируемыми результатами, сформулированными в рабочей программе.

3. План проведения занятия – должен отражать последовательность действий обучающихся (общеучебных) по освоению содержания занятия.

4.Задания - что должен выполнить студент? Задания, предлагаемые обучающимся могут сопровождаться рекомендациями по выполнению задания, отражающие последовательность выполнения; рекомендуемые методики; расчетные алгоритмы; справочные данные и т.д. или ссылки на указанные данные в литературе.

5. Критерии оценки качества выполнения заданий. Данный элемент в структуре учебно-методических материалов имеет важное значение, так как на его основе можно организовать самоконтроль обучающимися собственной деятельности. Такая работа будет способствовать формированию у обучающихся общей компетенции - анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Кроме этого в систему заданий необходимо включать специальные задания на развитие указанной компетенции.

6. Источники основной и дополнительной информации для выполнения заданий.

Средства контроля. Данный блок предназначен для осуществления контроля и оценки качества подготовки обучающихся. Разрабатывая содержание данного блока необходимо учитывать требования, изложенные в федеральных государственных образовательных стандартах (раздел 8).

При разработке системы оценочных средств для диагностики результатов обучения по дисциплине (профессиональному модулю) важным является их соответствие проверяемым результатам, уровню квалификации.

Итак, исходя из рассмотренного можно сделать вывод о том, что учебно-методическое обеспечение представляет собой необходимое условие реализации образовательной программы, а учебно-методический комплекс – способ реализации содержания образования, обеспечивающий соответствие индивидуальных достижений обучающихся требованиям Ф ГОС.

Как разработать учебно-методический комплекс?

Разработка учебно-методического комплекса осуществляется в соответствии с планом работы структурного подразделения профессиональной образовательной организации и индивидуальным планом педагогического работника. Педагогический работник должен определить вид учебно-методических материалов, планируемых к разработке. Чтобы определить вид учебно-методических материалов необходимо проанализировать имеющееся учебно-методическое обеспечение реализуемой программы дисциплины (профессионального модуля) по профессии (специальности) по таким основаниям, например, как:

- соответствие учебно-методических материалов требованиям ФГОС в части результатов обучения, условий реализации;

- практикоориентированный характер учебно-методических материалов;

- укомплектованность печатными и (или) электронными изданиями учебной и учебно-методической литературы по дисциплине (профессиональному модулю);

- реализация индивидуального подхода при освоении содержания дисциплины (профессионального модуля);

- обеспеченность внеаудиторной работы учебно-методическими материалами.

Результатом проделанной работы станет перечень видов учебно-методических материалов, планируемых к разработке, входящих в УМК дисциплины (профессионального модуля).

Следующим шагом в разработке УМК является определение его структуры. Здесь важно, чтобы разрабатываемый документ соответствовал рабочей программе дисциплины (профессионального модуля). На что следует обратить внимание:

1) Должно быть обеспечено соответствие следующим документам:

- ФГОС по профессии / специальности СПО;

- учебному плану специальности / профессии;

- рабочей программе;

- состав учебно-методического комплекса определяется перечнем результатов (компетенций, знаний, умений, опыта) и содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине или модулю.

2) Учебно-методические материалы должны создаваться для всех видов аудиторных занятий и полностью обеспечивать их проведение в соответствии с программой учебной дисциплины/модуля.

Структура учебно-методических материалов должна иметь следующий вид:

Тема – должна соответствовать теме рабочей программе;

Цель – должна соотноситься с планируемым результатом (РП, ФГОС);

План занятия, включающий этапы занятия.

Задания - что должен выполнить студент;

рекомендации по выполнению задания (последовательность выполнения; рекомендуемые методики; расчетные алгоритмы; справочные данные и т.д. или ссылки на указанные данные в литературе). Задания прописываются по каждому выделенному этапу занятия.

Критерии оценки качества выполнения заданий;

Источники основной и дополнительной информации для выполнения заданий.

Требования к учебно-методическим материалам для самостоятельной работы студентов:

- должны создаваться по всем видам самостоятельной работы студентов, которые предусмотрены учебным планом и рабочей программой дисциплины/модуля;

- должны полностью обеспечивать выполнение студентом всех заданий, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины/модуля.

Структура оформления раздела самостоятельной работы должна иметь следующий вид:

- цель вида СРС;

- задание на СРС, (что должен выполнить студент);

- требования к форме и содержанию отчетных материалов;

- рекомендации по выполнению задания (последовательность выполнения; рекомендуемые методики; расчетные алгоритмы; справочные данные и т.д. или ссылки на указанные данные в литературе);

- рекомендуемый график выполнения отдельных этапов СРС;

- критерии оценки качества выполнения работы;

- должны содержать примеры выполнения заданий (в качестве эталонов качества) и примеры оформления отчетных материалов по разным видам, разделам и этапам выполнения СРС.

Следующим шагом является оформление разработанного учебно-методического комплекса в соответствии с теми требованиями, которые разработаны в Вашей профессиональной образовательной организации и зафиксированы в виде «Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины (профессионального модуля)» или в виде технического задания.

Организация контроля и оценки качества разработанных учебно-методических комплексов.

Организация контроля за своевременным и качественным выполнением работ по разработке УМК возлагается на руководителя структурного подразделения или иное лицо, определенное приказом руководителя профессиональной образовательной организации (например, председатель предметно-цикловой комиссии, методист, руководитель творческой группы и т.д.). Непосредственные разработчики учебно-методических комплексов обязаны в установленные сроки произвести необходимые работы и представить разработанный УМК.

Подготовленные материалы (учебно-методические комплексы) вводятся в образовательный процесс приказом руководителя профессиональной образовательной организации после получения положительной экспертизы. Как правило, экспертиза включает два уровня оценки: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя экспертиза осуществляется специалистом данной же профессиональной образовательной организации, в которой создан документ, владеющим содержанием рецензируемого УМК, но не являющегося его разработчиком. Эксперт назначается приказом руководителя организации.

Внешняя экспертиза осуществляется специалистом в предметной области рецензируемого им издания, но не являющимся работником данной организации.

Эксперты (внутренний и внешний) вместе с рецензируемым текстом должны получить соответствующий экспертный лист, который должен быть заполнен экспертом, им же подписан и заверен печатью организации, в которой он работает на штатной должности. Заполненный лист передается ответственному лицу за организацию работ по разработке учебно-методического комплекса. Если экспертный лист содержит замечания – они должны быть устранены автором. В этом случае автор должен будет оформить и представить руководителю работ справку о замечаниях.

Экспертный лист может быть оформлен следующим образом:

Наименование профессиональной образовательной организации

Экспертный лист

Наименование материала:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор (ФИО, должность): ______________________________________________________

№ п/п

Критерии

Показатели

Да или Нет

Комментарий эксперта

 

1.

Актуальность

Учебно-методический комплекс отражает требования рабочей программы и ФГОС к качеству профессионального образования

     

2.

Соответствие структуры и содержания материалов, требованиям, предъявляемым к данному виду материалов

Структура УМК соответствует структуре рабочей программы

     

Состав учебно-методических материалов соответствует планируемым результатам обучения полностью

     

Учебно-методические материалы построены в соответствии с требованиями профессионального стандарта или квалификационной характеристики

     

Учебно-методические материалы разработаны с учетом уровней освоения

     

Учебно-методические материалы в основном носят репродуктивный характер

     

Методы и технологии обучения в основном практикоориентированного типа (ситуационные задачи, упражнения, кейсы, направляющие тексты и т.д.)

     

Учебно-методические материалы для организации контроля предусматривают и организацию самоконтроля

     

Самостоятельная работа обеспечена разноуровневыми, практико-ориентированными учебно-методическими материалами

     

Самостоятельная работа обеспечена учебно-методическими материалами

     

Самостоятельная работа снабжена методическими указаниями

     
   

Информационное обеспечение включает основную, дополнительную литературу, Интернет-ресурсы, изданные за последние 5 лет

     

3.

Оформление материалов в соответствии с требованиями стандартов издательского библиотечного информационного дела

выдержанная рубрикация - выразительные границы между смысловыми фрагментами текста

     

наличие обязательных структурных элементов:

- аппарат издания в целом (титульный лист, аннотация);

- основной текст;

- аппарат организации усвоения материала (вопросы, задачи, упражнения, тесты),

- аппарат ориентировки (оглавление, указатели, ссылки и гиперссылки, приложения, словари и т.д.)

     

оформление работы в соответствии с грамматическими и стилистическими нормами русского языка

     

Рекомендации эксперта: ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Вывод эксперта: рекомендуется к использованию в образовательном процессе / не рекомендуется (нужное подчеркнуть).

Эксперт (ФИО, должность) ______________________

______________________  

______________________

                         (подпись)

«_______» _______2015 г.

Список литературы и других источников по теме

1. Бабко Г.И.Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования (Методические рекомендации для преподавателей вузов). – Мн.: РИВШ, 2003.

2. Бутова В.Н.Создание учебно-методического комплекса // Среднее профессиональное образование: 2001. – № 1. – С. 22.

3. Гусев Р. П.Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса // Среднее профессиональное образование: 2003. – № 3.
4. Учебно-методический комплекс:Основы социально-гуманитарных наук /Под общ. ред. Г.И. Бабко. Мн.: Высшая школа, 2005.

Консультант

Осипова Ольга Владимировна, доцент кафедры педагогики профессионального образования КГБУ АКИПКРО, кандидат педагогических наук, доцент